О законности введения ограничительных мер в связи с угрозой распространения COVID-19

23 декабря 2021

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае продолжают поступать обращения граждан с требованием не допустить принятия законопроекта №173357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поступивших на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и поддержанный Законодательным Собранием Пермского края на пленарном заседании 25 ноября 2021 года.

Предмет регулирования в указанных законопроектах относится к полномочиям Российской Федерации. Предлагаемые изменения направлены на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции и, самое главное, на сохранение высшей ценности – жизни и здоровья граждан России.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 25 декабря 2020 г. №49-П подчеркивается, что «Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека –  высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.

В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.

Вместе с тем необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции РФ).

С учетом этого введение тех или иных ограничений прав граждан, обусловленных распространением опасных – как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социально-экономическим последствиям – эпидемических заболеваний, требует обеспечения конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания».

Принимаемые меры по сохранению жизни и здоровья граждан России отвечают Конституции РФ, федеральным и краевым нормативным правовым актам. Введение особого порядка посещения общественных мест в условиях сложной эпидемиологической обстановки является вынужденной, временной мерой, направленной на обеспечение основополагающих прав граждан – на жизнь и здоровье.