Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS

Эфир с участием П.Микова про безопасность детей в сети Интернет

02/09/2014 Эхо Москвы в Перми

"Россия в вопросах информационной безопасности детей в интернете отстала от стран запада на 20 лет", - Павел Миков, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае

 

Программы / Дневной разворот

Ведущий:  Катерина Шафиева Ярослав Богдановский
Гость:  Павел Миков, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае

- Сегодня мы поговорим об уроках медиабезопасности детей и взрослых. Звучит, конечно, странно. Я так понимаю, что это был семинар-тренинг, участниками был аппарат уполномоченного по правам ребенка. Павел Владимирович, расскажите, когда это было и что там было, кто принимал участие

 

- Я напомню, что 2 года назад, 1 сентября 2012 года вступил в силу 436 федеральный закон о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию. На протяжении 2013 года мною совместно с управлением Роскомнадзора по Пермскому краю, с правительском края, проводилась работа по формированию нашей краевой программы обеспечения безопасности детей, чтобы уже системно можно было эту проблему в современном информационном обществе решать. И таковая программа была принята постановлением правительства в прошлом году. И  1 января 2014 года программа обеспечения информационной безопасности детей в Пермском крае начала работать. И вот одним из направлений этой программы является проведение обучающих семинаров для педагогов, родителей, самих детей непосредственно по обучению безопасному пользованию интернетом. И как раз в рамках проекта, который был поддержан администрацией губернатора края, городской родительский совет организовал проведение для учителей из 7 территорий Пермского края вот такой обучающий семинар: уроки медиабезопасности для детей и взрослых. В течение 2 дней мы давали основы, азы законодательства российского и международного права в сфере информации, наносящей вред здоровью и развитию детей. И вместе проектировали уроки, занятия, которые могут учителя проводить непосредственно с детьми, родителями, своими коллегами у себя в школах, это был первый этап проекта обучающий семинар. Сейчас  на протяжении сентября, октября, учителя, прошедшие краевой семинар, должны будут у себя в школах, краевых территориях организовать проведение таких семинаров, тренингов, а так же организовать среди детей конкурсы, «Я и безопасность в интернете». И по результатам этого проекта мы получим достаточно, мне хочется верить, большое количество разработок методических, чтобы было можно их широко распространить. И не только этот  21 учитель или учитель, который пройдет семинар в муниципалитете, могли такие занятия по уже отработанным методическим рекомендациям проводить с детьми, родителями, с такими же учителями, такие семинары по обучению безопасному пользованию как сетью интернет, так и в широком смысле медиабезопасности детей в современном мире

 

- Под медиабезопасностью что понимается сейчас?


- Вообще, понятие медиабезопасность – это очень широкое понятие сейчас. Ребенок не только черпает информацию сети интернет, хотя по последним социологическим опросам самих детей, 90% детей информацию черпают из сети интернет. Он стал  основным источником получения информации у ребенка. Уже начиная с 1 класса, я уже приводил эту статистику, первый контакт ребенка в России с сетью интернет происходит в 4 года. Возраст резко помолодел тех, кто начинает общаться в интернете. К 1 классу 50% первоклассников уже имеют зарегистрированные в социальных сетях свои собственные странички. И таким образом являются активными пользователями. К 7 классу эта цифра доходит до 90%. Практически, дети реально пользуются сетью интернет. Но помимо этого все-таки остаются и другие источники получения информации, это телевидение, радио, газеты, журналы, особенно для подростков, молодежные журналы им очень интересны. Наконец, мы информацию черпаем подсознательно, проходя по улицам городов, поселений, наблюдая ту рекламу, которая окружает нас, магазинов, товаров. И по сути дела, медиабезопасность в широком смысле безопасность ребенка, умение им пользовать любыми источниками информации, критически к ним относиться. И не только критически относиться, мы должны научить ребенка защищаться самому, защищать себя от той информации, которая может принести вред, либо изначально эта информация носит манопулятивный характер. Зачатую рекламщики используют приемы, которые…

 

- На грани фола

 

- Фактически, да, пьешь пиво «Cool», значит, ты крутой, условно говоря. И для подростка это воспринимается как некая норма. И он считает, раз мои сверстники это пиво употребляют, значит, они крутые а я нет. И вот эти приемы, которые используются в рекламных целях, для передачи информации, конечно, нужно детей учить распознавать, что это может быть манипуляция, что это может быть недостоверная информация.

 

- Но ребенка от информации социума не изолировать. Это априори. Что касается самих уроков медиабезопасности, к какому возрасту они адресованы, с какого возраста ребенок может критично оценивать ту или иную информацию?

 

- И заметьте, федеральный закон делит информацию по возрасту детей.

 

- Да, 6+, 12+ и так далее. Есть федеральным законом, утверждена эта возрастная градация. Но на самом деле, есть уже у нас опыт, даже у нас в крае, когда уже в детском саду с детьми подготовительных групп такие занятия по медиабезопасности проводятся. Есть опыт, когда одной из известных компаний, предоставляющей услуги мобильной связи, интернета, проводятся для детей 2-3 классов уроки мобильной безопасности. Разработаны тоже методические материалы. В любом возрасте можно проводить такие занятия с детьми, главное, чтобы эти занятия соответствовали уровню их восприятия, возрастным особенностям. И доходчиво и результативно информация, которая на таких занятиях преподносится, ими могла восприниматься

 

- Павел Владимирович, вы говорили о правилах безопасности, это все очень размыто звучит. Вы говорили о том, что ребята должны выработать рефлекс, который позволит отделять ложную информацию от нужной им. Но это все приходит с опытом в любом случае. И какие правила, в итоге

 

- Сразу скажу, что многие воспринимают наши уроки, как и воспринимали 436 ФЗ, как некую попытку ограничения получения детьми информации, распространения среди детей информации.  На самом деле, это не так. По большому счету за эти 2 года государство стало работать, пошло не по запретительному пути, а по пути замещения контента и созданию в сети интернет максимально благоприятного, благожелательного контента, и распространения среди детей как раз ссылок на тот контент, который может использоваться для их образования, развития, духовного, культурного взросления. Правила очень просты, их не должно быть много. Во-первых, в целях личной безопасности нужно научить детей никогда не распространять в сети интернет информацию персонального характера. В частности, свой мобильный телефон, адрес своего места жительства, номер школы, обычный распорядок дня, чтобы не дай бог, его можно было вычислить и каким-то образом вовлечь в какое-то преступление ребенка. Естественно, нельзя распространять фотографии, которые могут затем использоваться в целях, например, шантажа. Это в полуобнаженном виде, что дети зачастую не понимают. И на своих страничках в социальных сетях вывешивают такие фотографии. У нас были случаи, когда дети сами снимали друг друга на мобильный телефон, в том числе сексуальные сцены с участием детей и выкладывали это в интернет. Естественно, нужно соблюдать правила интернет-этикета при общении, нужно знать этот особый язык, и понимать, что в случае неправильного реагирования, может произойти что-то неприятное уже в реальной жизни, а не в интернет пространстве. Опять же могу привести пример из жизни нашего края. Мальчик восьмиклассник пострадал, он получил в реальной жизни 8 ножевых ранений от своего одноклассника только за то, что одноклассник вывесил на своей страничке в социальной сети фото, и сидело, казалось бы, с точки зрения обывателя абсолютно безобидную подпись к этой фотографии. Там несколько сидело подростков на заборе, и он подписал «Сидят мальчишки-голубки воркуют». И это стало спусковым крючком для одного из участников этой фотографии, чтобы отмстить своему, как он потом говорил, обидчику, что он его оскорбил лично, чрез социальную сеть для неограниченного круга лиц. Вот знание этих правил этикета. Затем, никогда не вступать в контакты с незнакомыми для себя людьми. Зачастую дети становятся жертвами преступл6ний протий своей половой свободы и неприкосновенности из-за того, что они начинают общаться в чатах или социальных сетях как им кажется с таким же по возрасту подростком или чуть старше себя, но примерно одного возраста. И как показывает практика расследования таких преступлений, между первым контактом онлайн и реальным преступлением против ребенка проходит в среднем 3 месяца. Злоумышленник, взрослый человек за 3 месяца может обольстить ребенка. Что ребенок соглашается на реальную встречу в реальной жизни, и в первый же день становится жертвой преступления. А злоумышленники в 1,5, 2 раза, а то и более старше ребенка. И это тоже очень опасно, когда ребенок вступая в контакт с людьми, ориентируясь только на одну размещенную фотографию, вроде бы такого же по возрасту подростка не представляет, кто за этим прячется. Но любопытство, интерес к тому, чтобы встретиться в реальной жизни все равно появляется. А реальные жизни, к сожалению, становятся затем печальными.

 

- Какие-то еще есть правила?

 

- Самые главные правила, мне кажется, должны усвоить не только дети, сколько родители. Мы в ходе проведения в крае нескольких круглых столов, межведомственных совещаний обозначили такую проблему, как использование такой услуги, которую предоставляет сегодня интернет-провайдер «Родительский контроль». Не важно, какая компания предоставляет услуги. В среднем получается, что у каждой компании только 5% абонентов, у которых есть дети, устанавливают вот эту услугу «Родительских контроль». Хотя у многих компаний она идет бесплатно, в гарантированном пакете, но люди боятся, естественно, что, таким образом, установив эту услугу, будет отслеживаться и та информация, которую они сами как потребители смотрят. Но сегодня компании тоже предлагают разные варианты. Начиная от возможности контролировать ребенка и запретов, например, тех или иных сайтов, контент, фильтрация. На самом деле, до замещения, когда ребенок набирает, хочет выйти на сайт с порнографией или с тем, как совершить самоубийство, и он набирает это, и вместо этого ему выскакивает другая страница, где дается положительный контент, с какой-нибудь образовательной сферой, с культурой. Сегодня вот эти услуги очень разные. Но  есть сомнения, зачем устанавливать эту услугу, это будет, вроде как ограничение свободы ребенка. Так не считаю, потому что с ребенком важно проговорить, что ты можешь заходить в интернете и смотреть все, что угодно, но знай, что я об этом буду знать, где ты был, что ты посмотрел. Включается такой механизм самоограничения.

 

- В конце концов, можно посмотреть историю, если ребенок не знает, как ее чистить

 

 - Да

 

- В конце концов, кто будет заниматься продвижением идей медиабезопасности? Школа, кто-то еще?

 

- Роскомнадзор, уполномоченный по правам ребенка

 

- Роскомнадзор, понятно, если есть экстремизм, будет ограничен доступ. В обязанности вроде бы никому не вменено

 

- Смотрите, что сейчас у нас происходит. Мы в прошлом году, когда проводили круглый стол наш пермский профессор Алексей Цуканов, выступая по этой обозначенной теме, обозначил важную вещь, что Россия по этим вопросам отстала от стран запада на 20 лет. Во-первых, есть нормативные базы, во-вторых технологии обучения безопасным пользованием интернета и так далее. И мы сейчас, по сути дела, форсировано проходим вот этот путь. Получается, чтобы системно решить проблему, это может сделать государственная какая-то система, и сейчас огромная роль отводится системе образования. Поэтому и в нашей краевой программе обеспечения информационной безопасности детей в Пермском каре, как раз основным ее реализатором и основным местом, где эта программа реализуется, это образовательные учреждения. Но как выясняется, да, мы программу приняли, но учителей самих не научили безопасному пользованию интернетом. И по данным опроса, который у нас в крае проводило министерство образования и науки, выяснилось, что учителя чаще обращаются к детям за помощью в случае, если они нуждаются в поиске той или иной информации в интернете, либо у них возникают какие-то проблемы с их гаджетами. И дети учат учителей, как, чего, помогают им справиться. Произошло ровно то, что произошло. Информационная революция в детской среде произошла гораздо быстрее. Хотя там, наверное, не революция, а эволюция, потому что дети с рождения  в этой среде, а учителя оказались к этому не готовы. Хотя у нас реализовывалось с 2005 года огромное количество проектов по информатизации системы образования. По обучению учителей пользованию интернетом, работе с компьютером. Но тем не менее, если дети в 85% случаев называют себя уверенными пользователями интернета, хотя сомневаюсь я, что они уверенные пользователи, но это их оценка, то учителя, например, себя уверенными пользователями считают в 50% случаев. По родителям, по данным этого опроса ситуация еще хуже. Уверенными пользователями сети интернет считают себя только 35% родителей. Поэтому вопросы и возникает, кто кого научит и чему научит, и кто к кому должен обращаться за советом. Поэтому мы на семинаре-тренинге рекомендовали обращаться к такой педагогической технологии, которая называется равный равному. Когда не учитель обучает безопасному пользованию интернетом, а дети. Старшие подростки, например одиннадцатиклассники проводят уроки интернет безопасности для начальной школы. И это воспринимается лучше, это воспринимается детьми понятнее, они говорят на одном языке. Учитель еще должен выучить тот язык, на котором надо говорить.

 

- Плохо, что учитель должен это заучивать  и выучивать, чтобы это понимать. Нам пишет Денис в icq, какой смысл в таком семинаре, если ребенок заходит «В контакт» или в другую соцсеть, и ему пишут сотнями люди, готовые хоть завтра приехать на встречу. Что с этим делать? Как вылавливать этих людей или этих детей. Когда ребенок 16 лет, я не буду его контролировать, это взрослый ребенок. Это будет крайне странно со стороны родителей.

 

- Конечно, согласен в таком возрасте уже поздно начинать какие либо программы системно. Потому что ребенок уже по сути дела своим опытным путем научился общаться, пользоваться. Я об этом и говорю, чтобы мы к подростковому возрасту, когда ему 14-15 лет исполняется, когда начинается переходный период, когда начинается поиск себя, первые влюбленности, поиск партнера противоположного пола, в это время что-то проводить, конечно, уже поздно. Поэтому мы и говорим, чем раньше мы начнем такие программы внедрять, с дошкольного возраста, с начальной школы, к этому переходному периоду, кризисному периоду ребенка, мы можем снять те риски, о которых я уже говорил. Мы ребенка научим отделять информацию, научим фильтровать информацию, критическому мышлению. И правилам каким образом можно, если он столкнулся с той или иной информацией, в той же сети интернет, защититься от нее. Хотя бы, как у нас в России есть возможность любому гражданину, совершеннолетнему, несовершеннолетнему, законом определены 11 видов такой информации, чтобы он мог самостоятельно обратиться на сайт Роскомнадзора, сделать ссылку на сайт, на котором расположена информация о детской порнографии, о способах самоубийства, о продаже наркотиков.

 

- Что касается критичного отношения к контенту, наверное есть смысл, и разработчики программы это учли. Возрастной ценз. Потому что в 8 лет одно восприятие, картина мира одна, в 10 другая.

 

- Конечно, требования к любой педагогической разработке, любого урока, воспитательного мероприятия, обязательно это учет возрастных и психологических особенностей ребенка. Одно дело мы будем  говорить об интернет безопасности детям, обучающимся в общеобразовательной школе, но нам надо объяснить тоже самое в коррекционной школе, для детей с умственной отсталостью, но они точно такие же пользователи интернета, как и дети, которые учатся в массовой школе. И вот эти особенности должны учитываться как при разработке так и при проведении занятий по медиабезопасности среди детей.

 

- Я правильно понимаю, что  уроки медиабезопасности это не просто разговор за столом, ни к чему не обязывающий, рамочный разговор, да, есть проблема, да, надо ее решать, заниматься и так далее. Что уроки медиабезопасности это некий проект, в каком-то смысле обязательный для школ?

 

- Да, конечно. Сейчас в рамках нового федерального образовательного стандарта по информатике в частности, такой предмет у нас в школах России преподается со 2 класса, в рамках нового ГОСТа, и вот этот раздел информационной безопасности обязательно присутствует на уроках информатики по 2 по 11 класс. И содержание этого раздела прописано в соответствии с классом и возрастом ребенка. Но мы-то говорим о том, чтобы правильное отношение сформировать, чтобы была информационная среда школы самой тоже безопасна в целом в широком смысле этого слова. Вот я на семинаре привел пример. Уважение или неуважение защиты персональных данных и какую часть это играет в информационной безопасности ребенка в школе. Встречаются такие случаи, когда заходишь в школу, и на доске объявлений вывешиваются приказы, например, о зачислении ребенка в школу. Или о зачислении его не бесплатное питание. Вывешивается этот список и далее во второй графе вывешивается социальная категория, как говорят специалисты. Многодетная семья, малоимущая семья, в социально опасном положении находятся. Таким образом, подчеркивается еще некий статус. Я говорю, вы можете  оценить, даже не только с точки зрения психологического благополучия, а именно социальной безопасности вот этих детей, когда такой приказ вывешивается на всеобщее обозрение. Каковы могут быть последствия, как для самого ребенка, так и для вашего детского коллектива, который в этой школе учится. Задумались как-то учителя, да, а мы не думали, что это какая-то составляющая информационной безопасности. Думали, главное обеспечить информационную безопасность в школе, установить контент-фильтры. Все. Чтобы в компьютерных классах не было возможности выйти на сайты, которые запрещены. Если это установлено, если это работает, значит информационная безопасность в школе есть. Я говорю, а вы посмотрите среду информационную, заходишь в школу в туалет мужской, если там, извините, половые органы нарисованы, и никто этого не видит. А ребенок любого класса, первоклассник, 5-6 класс, он заходит в туалет, он это произведение искусства, так называемое, наблюдает. Что у него формируется? При этом учителя этого не видят, меры для того, чтобы стереть это не предпринимают. Но это не редкость. Чаще всего дети в школьных туалетах на стенах всякие разные скабрезные штучки пишут, матершинные слова. Но при этом не принимаются меры к своевременному их удалению. А это тоже информационная среда, в которой воспитывается ребенок. И таких мелких, с точки зрения масштабности системы образования, примеров можно приводить очень много. В этом году, например, был выявлен факт. Каждая школа сейчас имеет свой интернет сайт, в силу закона об образовании они обязаны иметь интернет сайты. И у ряда школа, более чем у половины, есть еще на этом сайте возможность общения через форум. И вот у одной из школ на этом форуме была размещена информация, что если ты хочешь ,чтобы тебе сделал минет, обратись к такому-то мальчику по такому-то номеру телефона, понимаете. Возникает вопрос. А учитель, который модерирует данный сайт школьный, почему он своевременно не увидел, что появилась эта надпись, и не удалил ее. К счастью, там выявлено было, буквально моментально, только надпись появилась, через 2 часа специалистами управления Роскомнадзора и в течение часа уже связались с этой школой через министерство образования, в течение часа эта надпись была удалена.

 

- Но она час там провисела

 

- Конечно. И вопрос в этом отношении возникает к тому, какие действия предпринимают по модерированию этих сайтов, ответственные лица в образовательных учреждениях. Поэтому мы и призываем на своих семинарах к более широкому пониманию медиабезопасности, более широкому пониманию безопасной среды, хотя бы в школе.

 

- Нам пишут по поводу Роскомнадзора. Я отсылал ссылку на странницу «В контакте». Ему пришел ответ, страница закрыта для публичного доступа, мы не можем посмотреть.  Вопрос вот так вот решился. Хотя ссылка доступна для всех. Создается впечатление, что господа занимаются непонятно чем. То есть, вот пример, отсылал человек ссылку на определенный сайт, но она закрыта, мы ничего не можем.

 

- Я должен отметить, что Роскомнадзор, сайт, на который все граждане могут направлять информацию о контенте, который запрещен, адрес поменялся. eais.rkn.gov.ru  Такой длинный получился адрес, это единый реестр запрещенных сайтов. Именно на этот сайт можно сообщать о контенте, который запрещен к распространению

 

- Нам еще пишут, вы говорили о размещении фотографий. Дети могут выкладывать фото, и нужно думать не как взрослые. И если вы даже ограничили доступ к каким-то сайтам, они могут пойти к друзьям, где не ограничен доступ, и выкладывать сколько угодно фотографий. Причем, зачастую они их выкладывают для себя, а не для кого-то

 

- Но это тоже нужно ребенка научить понимать, к сожалению, выложив в сеть интернет фотографии, они будут доступны неограниченному кругу лиц, это не только личное хранилище, не как фотоальбом дома, а это прежде всего публичное пространство, в которое доступ возможен, использование, скачивание, использование в каких-либо целях злоумышленниками, это возможно, поэтому очень важно, конечно, ребенка научить, какие фотографии и в каком количестве можно, а какие нельзя выкладывать на всеобщее обозрение.

 

- Взрослых тоже надо научить. Потому что у нас каждый раз, когда какая-то база падает, ой, фотографии такого-то характера слились. И люди начинают в панике бегать.

 

Источник

Сайт разработан РЦИ ПНИПУ