7 февраля 2017 года Павел Миков принял участие в селекторном заседании Президиума Координационного Совета Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации по вопросу исполнения поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 января 2017 года № Пр-21 о проведении анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью.

10 февраля 2017

7 февраля 2017 года Павел Миков принял участие в селекторном заседании Президиума Координационного Совета Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации по вопросу исполнения поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 1 января 2017 года № Пр-21 о проведении анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью.

Напомним, что статья 77 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов опеки и попечительства немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

С 2011 по 2015 гг. в Приволжском Федеральном округе на 30,7% снизилась численность детей, отобранных у родителей (кровных) при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей (в соответствии со ст. 77 СК РФ) (с 1040 до 721). Наибольшее снижение зарегистрировано в Пермском крае (-74,8% с 135 до 34), Саратовской области (-70,8% с 96 до 28), Удмуртской Республике (- 50,0% с 78 до 39). Наибольшее увеличение данного показателя отмечается в Республике Мордовия (в 6,5 раз с 2 до 13), Кировской области (в 2,2 раза с 9 до 20), Оренбургской области (+ 48,5% с 99 до 147).

Вместе с тем, по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации численность родителей, в отношении которых принято решение об отобрании детей в соответствии со ст. 77 СК РФ в 2015 году в ПФО снизилась на 8,2 % по сравнению с прошлым годом (с 1741 до 1599). Наибольшее снижение отмечается в Ульяновской области (- 81,6% с 49 до 9), Чувашской Республике (- 72,0% с 50 до 14), Кировской области (-60,0% с 5 до 2). Наибольший прирост зарегистрирован в Республике Марий Эл (в 3,1 раза с 7 до 22), Саратовской области (+48,0% с 25 до 37), Удмуртской Республике (+32,0 % с 206 до 272).

По инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, в 2016 году при Министерстве социального развития Пермского края создана рабочая группа по анализу случаев неправомерного изъятия детей (экспертиза проведенных мероприятий по случаям неправомерных изъятий, анализ деятельности органов, уполномоченных проводить мероприятия по изъятию детей из семей). В течение 2016 года рабочая группа рассмотрела 6 случаев по жалобам, поступившим в адрес детского омбудсмена и органов государственной власти. В каждом случае, после всестороннего анализа, изъятие детей из семей были признаны обоснованными, правомерными, направленными на обеспечение прав и интересов детей, сохранения их жизни и здоровья.

Территориальные управления Министерства социального развития опеки и попечительства Пермского края, исполняющие функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее – Территориальное управление), после получения информации о ребенке от граждан, должностных лиц органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно организует выезд по месту фактического пребывания ребенка, указанному в сообщении. При выезде в семью специалистами органов опеки и попечительства проводится обследование условий жизни ребенка и состояния его здоровья, оформляется соответствующий акт, содержащий выводы о наличии или отсутствии условий, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью ребенка. Для вынесения решения (акта) об отобрании ребенка в Территориальном управлении вопрос рассматривается коллегиально на заседаниях Комиссии по опеке и попечительству.

Территориальное управление незамедлительно после отобрания обеспечивает временное устройство ребенка другому родителю (отдельно проживающий), в семью родственников (граждан) в форме предварительной опеки, в медицинскую организацию или организацию социального обслуживания населения; уведомляет прокурора; в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 статьи 77 Семейного Кодекса РФ).

Для организации оперативной работы и оказания помощи семьям и детям, нуждающимся в государственной поддержке, в каждом Территориальном управлении организовано дежурство специалистов органов опеки и попечительства в выходные и праздничные дни.

Уполномоченные по правам ребенка в Приволжском Федеральном округе предложили Правительству Российской Федерации разработать и утвердить Положение об отобрании детей из семей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью с четким описанием понятий «угроза жизни ребенка» и «угроза здоровью ребенка», а также предусмотреть обязательность коллегиального принятия решения об отобрании ребенка во внесудебном порядке (специалистами органов опеки и попечительства, органов здравоохранения, полицией).

С целью установления единых подходов Павел Миков предложил Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка разработать и утвердить Регламент деятельности Рабочей группы при Уполномоченном по правам ребенка в субъектах Российской Федерации по проведению всестороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи.