29 июля принят Федеральный закон № 267-ФЗ, установивший ряд дополнительных мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Краевой омбудсман Павел Миков полагает, что законопроект содержит риски для злоупотребления не в интересах детей-сирот

07 августа 2018

 

29 июля 2018 г. принят Федеральный закон № 267-ФЗ, которым введен ряд дополнительных мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков полагает, что у закона есть как плюсы, так и недоработки:

- Внесенные изменения назревали давно – мы неоднократно говорили о проблемах, которые возникли при обеспечении детей-сирот и лиц из их числа жильем после 1 января 2013 года. В частности, принятый закон предупредил создание так называемых «социальных анклавов» и запретил расселение в одном доме более 25% жильцов данной категории. Решена проблема возможности совместного проживания и права пользования жильем членами семьи - супругами и детьми получателей квартир. Кроме этого, государство признало, что не все дети-сироты за 5 лет адаптируются к самостоятельной жизни и установило неоднократное продление договора найма специализированного жилого фонда.

Но есть и риски. Закрепив возможность выселения в определенных случаях (неуплата за ЖКУ, содержание жилья в антисанитарных условиях) в жилые помещения по нормам общежития, - а это 6 кв м на человека, создается риск использования данной нормы органами местного самоуправления не в интересах сирот.

 

О проблеме задолженности за ЖКУ в этих домах и квартирах говорили неоднократно – общий долг по данным министерства ЖКХ Пермского края – более 20 млн рублей, в том числе в одних только домах на улице Исхакова в городе Перми – 4,5 млн рублей.

В большинстве муниципалитетах нет муниципальных общежитий, но при этом велик соблазн решить проблему путем выселения молодых людей в общежития через суды.

Также законопроектом не решена проблема закрепления жилого помещения за несовершеннолетними детьми лиц из числа детей-сирот в случае принятия решения о выселении получателей жилья или лишении их родительских прав. Таким образом, получается порочный круг – эти дети будут поставлены на учет как нуждающиеся в жилье и будут претендовать на жилье, которое там же им должны будут предоставить в муниципалитете.

В связи с этими рисками необходимо продолжать совершенствование законодательства. Сожалею, что предложения от Пермского края, направленные в Федеральное Собрание по введению альтернативных мер обеспечения жильем, не нашли поддержки. Например, мы предлагали узаконить возможность обеспечения жилищным сертификатом социализированных лиц из числа детей-сирот в возрасте старше 23 лет, имеющих малолетних детей. С учетом дополнительных мер государственной поддержки, эти семьи изначально могли бы приобретать жилье по своим запросам в том месте и районе, где они уже имеют работу и социализированы.

 

Ознакомиться с изменениями 159-ФЗ можно в разделе Библиотека /Изменения в законодательстве