Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Павел Миков высказал свою позицию о случаях привлечения к административной ответственности за одиночные пикеты в период пандемии

Павел Миков высказал свою позицию о случаях привлечения к административной ответственности за одиночные пикеты в период пандемии
17 июля 2020

В связи с участившимися случаями попыток привлечения к административной ответственности лиц, выходящих на одиночные пикетирования в Перми, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков считает необходимым прокомментировать необходимость соблюдения права жителей Пермского края на свободу мирных собраний.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков:

- Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» действительно относит одиночный пикет к публичному мероприятию. А согласно Указу губернатора Пермского края «О мероприятиях, реализуемых в связи с связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» в данный момент приостанавлены все публичные мероприятия, за исключением мероприятий, приуроченных к юбилею Победы, по информированию граждан о проведении общероссийского голосования по изменениям в Конституцию РФ и мероприятий по организации занятости несовершеннолетних во время каникул. Однако, есть моменты, на которые хотелось бы обратить внимание.

По смыслу Федерального закона, одиночный пикет является единственной формой, не требующей подачи уведомления, что означает право человека на выражение свободы своего мнения на конкретную ситуацию, что гарантировано Конституцией России. 

При этом стоит отметить, что касается последних случаев в Перми, то пикетирующими были соблюдены меры безопасности: на них присутствовали индивидуальные средства защиты, а также соблюдалась необходимая дистанция.

К слову, Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 14.02.13 № 4-П, назвал одиночные пикеты самой безопасной формой публичного мероприятия: «Одиночное пикетирование является самой безопасной формой публичного мероприятия, тем более что в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" без предварительного уведомления оно может осуществляться только без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств. Именно потому, что такое мероприятие не представляет реальной угрозы ни для общественного порядка, ни для безопасности государства и не создает серьезной опасности для здоровья, имущества и нравственности граждан, не препятствует свободе передвижения третьих лиц, оно не требует уведомления. 

Кроме этого, я солидарен с позицией федерального омбудсмена Татьяны Москальковой, которую она озвучила относительно привлечения к ответственности и составление протоколов о нарушении самоизоляции за одиночные пикетирования в Москве: «Пикетирование не может рассматриваться как массовое мероприятие даже в условиях пандемии коронавируса. Закон должен соблюдаться в том его понимании, в котором авторы его закрепили в законе и как подписал президент. И здесь не может быть отступлений, и пикет не может рассматриваться как митинг». 

Считаю, что в новых условиях мы все - и правозащитники, и правоохранительные органы, и власть - должны действовать не разрозненно, каждый по своим инструкциям, а согласованно и в интересах и логике соблюдения прав человека. В данном случае необходимо оценить опасность деяния и если таковая отсутствует, действовать без перегибов.