20 лет назад в Пермской области был принят первый закон об Уполномоченном по правам человека в Пермской области, который был одним из первых в Российской Федерации, а затем, после объединения двух субъектов Российской Федерации – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа – принят закон Пермского края «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае», сохранивший преемственность первого, областного закона о региональном государственном правозащитнике. На сегодняшний день он является одним из лучших законов субъектов Российской Федерации о региональных уполномоченных по правам человека.
В этом году 18 марта был принят специальный Федеральный закон № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».
Ряд положений действующего закона Пермского края не соответствует нормам Федерального закона. Среди норм, которые не предусмотрены действующим Законом Пермского края по сравнению с новым Федеральным законом:
- Установлены принципы деятельности Уполномоченного;
- Конкретизировано понятие «правозащитная организация»;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации может согласовывать несколько кандидатур на должность Уполномоченного;
- Уполномоченный обязан сообщать председателю Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта;
- Уполномоченный обязан постоянно проживать на территории Пермского края;
- При рассмотрении обращений Уполномоченным применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», но с некоторыми особенностями при рассмотрении жалоб; определено понятие «жалоба, адресованная Уполномоченному», требования к жалобе;
- Уполномоченный имеет право отказать в принятии жалобы к рассмотрению, если ранее заявитель не обжаловал оспариваемые действия (бездействие) или решения в судебном либо административном порядке, жалоба не соответствует предъявляемым к ней требованиям, к жалобе не приложены документы, подтверждающие ее обоснованность, или она подана по истечении года со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении;
- Установлен срок принятия жалобы к рассмотрению или отказа в рассмотрении – 15 дней со дня регистрации жалобы с уведомлением об этом заявителя; срок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы – 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе (в Законе Пермского края не установлены сроки информирования заявителя, но установлен срок извещения государственного органа, органа местного самоуправления, должностное лицо, действия (бездействие) или решения которого обжалуются, в 5-дневный срок со дня поступления жалобы);
- Уполномоченный имеет право обратиться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение которого вступило в законную силу;
- Уполномоченный может заключать соглашения с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
- Право Уполномоченного обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации;
- Право Уполномоченного участвовать лично или через своего представителя в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина;
- Право Уполномоченного обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда;
- Обязанность Общественной наблюдательной комиссии Пермского края направлять Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;
- Право Уполномоченного направлять органам государственной власти субъекта, органам местного самоуправления предложения по совершенствования нормативных правовых актов;
- Права Уполномоченного в целях правового просвещения;
В связи с этим подготовлен законопроект, который, с одной стороны, сохраняет преемственность регионального законодательства об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае, с другой стороны, соответствует новым реалиям деятельности Уполномоченного и федеральному регулированию. Это позволит более эффективно защищать права людей, проживающих и находящихся на территории Пермского края, а также пермяков, находящихся за его пределами.