По инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае  Главный федеральный инспектор по Пермскому краю Сергей Половников провел межведомственное совещание по вопросу выработки общих подходов реагирования для недопущения массового нарушения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

14 октября 2020
По инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае  Главный федеральный инспектор по Пермскому краю Сергей Половников провел межведомственное совещание по вопросу выработки общих подходов реагирования для недопущения массового нарушения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

09.10.2020 года по инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае  Главный федеральный инспектор по Пермскому краю Сергей Половников провел межведомственное совещание по вопросу выработки общих подходов реагирования для недопущения массового нарушения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

В совещании приняли участие представители Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Главного управления МВД России по Пермскому краю, Прокуратуры Пермского края, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, Министерства социального развития Пермского края, Министерства юстиции Пермского края, Адвокатской палаты Пермского края, ГКУ «Государственное юридическое бюро Пермского края».

Поводом для обсуждения проблемы стал значительный рост числа обращений граждан, пострадавших от организаций, умышленно оказывающих юридические услуги ненадлежащего качества (псевдоюристов).

В своём выступлении Уполномоченный обратил внимание участников совещания на преступный характер деятельности ряда организаций, оказывающих «юридические» услуги на территории Пермского края, обозначил некоторые их общие черты, а также отметил основные проблемы при защите прав пострадавших граждан.

Так, Павел Миков указал, что псевдоюристы используют для привлечения клиентов обзвоны граждан с предложением бесплатной юридической помощи по «госпрограмме», размещение недостоверных отзывов о своей работе в сети Интернет, диалоговые окна на сайтах, имитирующих сайты госорганов. На «бесплатной» консультации на обратившихся граждан оказывается моральное давление с целью заключения договоров на оказание юридических услуг. Зачастую такие «юридические» фирмы вводят в заблуждение своих клиентов об их правах и обязанностях, о перспективах разрешения их проблем, настаивают на необходимости составления писем во множество различных органов. Составленные документы, как правило, обладают низким качеством. Нередко они основаны на утратившем силу законодательстве или неверном толковании правовых норм, не содержат конкретных сведений о ситуации клиента. Цена юридических услуг зачастую является сильно завышенной. Для оплаты стоимости договора сотрудники организаций часто склоняют клиентов к заключению кредитных договоров или договоров займа.

Уполномоченный также отметил, что пользуясь низкой правовой грамотностью граждан, такие организации понуждают клиентов к подписанию актов приёмки-передачи, что чаще всего влечёт невозможность вернуть денежные средства. К трудностями при защите прав пострадавших в суде приводит и отсутствие критериев качества юридической помощи, оценки её потребительской стоимости.

Кроме того, Павел Миков вынужден был констатировать неэффективность деятельности правоохранительных органов по защите прав пострадавших. Поступающие в адрес Уполномоченного жалобы содержат сведения о бездействии органов полиции по возбуждению уголовных дел, проведению необходимых следственных действий, доведению уголовных дел до суда.

Участники совещания согласились с актуальностью и остротой обозначенной проблемы. Например, в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в 2020 году поступило более 120 обращений с жалобами на нарушение прав потребителей организациями, оказывающими юридические услуги. По словам заместителя управляющего Отделением Пенсионного фонда по Пермскому краю Елены Бутаковой, около трети всех обращений граждан, поступающих в отделение в текущем году, составлены недобросовестными юристами.

В рамках встречи участники также обсудили проблемы привлечения недобросовестных юристов к административной и уголовной ответственности, перспективы судебной защиты прав обманутых потребителей, вопросы эффективности оказания бесплатной юридической помощи в Пермском крае, а также действия, которые уполномоченные органы могут предпринять для недопущения дальнейшего нарушения прав граждан на квалифицированную юридическую помощь.

По итогам совещания участниками был сформулирован ряд предложений для борьбы с недобросовестными юридическими организациями. Среди них: принятие эффективных мер к привлечению таких организаций к уголовной (по ст. 159 Уголовного кодекса РФ) и административной (по статьям 14.4, 14.7, 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях) ответственности; формирование единого публичного реестра добросовестных организаций, оказывающих юридическую помощь; широкое информирование граждан о возможности получения бесплатной юридической помощи, правилах безопасности при обращении к юристам; расширение возможностей для получения квалифицированной юридической помощи бесплатно; выработка предложений о нормативном регулировании профессиональной юридической помощи на федеральном уровне и др.

 

Новости по теме: совещание