В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае поступает множество вопросов, связанных с законностью действий сотрудников полиции при проведении несанкционированных акций. Ниже даны ответы на наиболее часто задаваемые вопросы участников незаконных акций.

03 февраля 2021
В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае поступает множество вопросов, связанных с законностью действий сотрудников полиции при проведении несанкционированных акций. Ниже даны ответы на наиболее часто задаваемые вопросы участников незаконных акций.

Вопрос: Почему массовые публичные акции в период пандемии коронавируса считаются незаконными, можно ли ограничивать свободу мирных собраний в Российской Федерации?

 

В статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод указано, что каждый имеет право на свободу мирных собраний.

Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

          Практика Европейского Суда по правам человека (Постановление ЕСПЧ от 15.10.2015 N 37553/05 "Дело "Кудревичюс и другие (Kudrevicius and Others) против Литвы" (жалоба N 37553/05) исходит из того, что «…умышленное серьезное нарушение митингующими обычной жизни и деятельности, которой на законных основаниях занимаются другие лица, в большей степени, чем это обычно происходит при осуществлении права на мирные собрания в общественном месте, можно считать "предосудительными действиями" по смыслу прецедентной практики Европейского Суда. Следовательно, эти действия могут оправдывать назначение наказания, даже если оно имеет уголовно-правовой характер» (стилистика сохранена).

 Кроме того, в решении ЕСПЧ указано, что «Поскольку государства вправе выдвигать требование получать разрешение, у них должна быть возможность налагать санкции на участников митингов, которые этого требования не соблюдают.

Это справедливо и в тех случаях, когда из-за митинга причиняется ущерб или происходит какое-то иное нарушение общественного порядка.

По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

        Обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации относятся к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, так как распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в настоящее время повлекло, а также может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

   Часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации говорит о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

   В соответствии с частью 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

   Данное право является первым фундаментальным естественным правом человека.

           Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации говорит о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

   Под предупреждением чрезвычайных ситуаций в силу части 2 данной статьи понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

   Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

   Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3, подпунктам "в" и "г" пункта 4 Правил при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

          Анализ вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что положения Указа Губернатора Пермского края от 20.08.2020 года № 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" (ред. от 22.01.2021 года) об отмене на территории Пермского края, а при невозможности - переносе проведения запланированных мероприятий (в том числе деловых, культурных, развлекательных (досуговых), спортивных, научных, публичных, общественных, физкультурных, праздничных корпоративных мероприятий) на более поздний срок  следует отнести к мерам направленным на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, что полностью согласуется с вышеуказанными положениями Конституции Российской Федерации, требованиями ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также вышеприведенных правовых положений.

   Кроме того, в сложившейся ситуации Губернатором Пермского края как высшим должностным лицом государственной власти субъекта Российской, по сути, было осуществлено оперативное правовое регулирование, направленное на сохранение жизни и здоровья граждан, проживающих на территории Пермского края которое было подтверждено правовыми актами федерального уровня, что само по себе, по смыслу правовой позиции, неоднократно высказанной Конституционным Судом Российской Федерации, не может расцениваться как противоречие положениям Конституции Российской Федерации.

          Если кто – либо из граждан не согласен с вышеуказанным мнением, то они вправе самостоятельно (данного права их никто не лишал) обратиться в суд с административным исковым заявлением по обжалованию положений Указа Губернатора Пермского края от 20.08.2020 года № 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае".

         В случае несогласия гражданина с принятым судом решением он вправе самостоятельно обжаловать его в судах вышестоящих инстанций судебной системы Российской Федерации.

  Кроме того, публичные призывы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» об участии в несанкционированных публичных мероприятиях на территории города Перми, не соответствуют  требованиям Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также Закона Пермской области от 10.10.2005 N 2538-560 (ред. от 25.03.2020) "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края" (принят ЗС ПО 29.09.2005).

  Участие как взрослых, так и несовершеннолетних граждан в несанкционированных публичных мероприятиях в период пандемии коронавируса, является нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.

За подобные действия предусмотрена административная ответственность   по части 6.1 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

При неоднократном нарушении порядка организации и проведения публичного массового мероприятия предусмотрена уголовная ответственность по ст. 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации с наказанием в виде штрафа до 1 млн рублей, обязательных, исправительных либо принудительных работ, а также лишения свободы до 5 лет.

Совершение несовершеннолетним противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей к установленной законом вышеуказанной ответственности.

При этом семья подростка, вынужденная уплатить штраф, может пострадать не только материально, для них может наступить ответственность по ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

По данной статье привлекают к ответственности взрослых за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

Следует отметить, что жители могут высказать свою позицию по событиям, происходящим в Российской Федерации путем проведения пикетирований, проводимых одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции (подпункт 2.6 пункта 2 Указа Губернатора Пермского края от 20.08.2020 года № 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" (ред. от 22.01.2021 года)).

 

Вопрос: Чем отличается доставление от задержания в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях?

 

Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения и допускается тогда, когда составление протокола об административном правонарушении обязательно.

В ст. 27.2 КоАП РФ не только подробно перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять доставление.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

При этом, законодатель не счел целесообразным устанавливать предельный срок доставления.

Так как целью доставления является составление протокола об административном правонарушении, то соответственно, срок доставления фактически определяется сроком написания протокола об административном правонарушении и вручении его копии лицу, в отношении которого он был составлен. После вручения правонарушителю копии протокола об административном правонарушении он должен быть отпущен.

О доставлении обязательно составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

Не следует думать, что доставление физического лица для составления протокола об административном правонарушении обязательно обусловливает его последующее задержание.

Однако если в процессе составления протокола об административном правонарушении выяснится необходимость административного задержания физического лица, то доставление перейдет в задержание. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

В отличие от доставления административное задержание является кратковременным ограничением свободы физического лица.

Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В частности, административное задержание может осуществляться для установления личности нарушителя.

         В статье 27.3 КоАП РФ перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание.

При административном задержании по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Срок административного задержания не должен превышать трех часов. Однако ч. 2 и 3 ст. 27.5 КоАП РФ предусмотрены случаи допустимости административного задержания до 48 часов.

Если административному задержанию предшествовало доставление лица в служебное помещение для составления протокола об административном правонарушении, то срок административного задержания исчисляется с момента его доставления. 

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, осуществляющих административное задержание, либо в специальных учреждениях, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Условия содержания определяются положениями Постановления Правительства РФ от 15.10.2003 N 627 (ред. от 26.11.2013) "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц".

 

Вопрос: Что такое личный досмотр и досмотр вещей, чем он отличается от обыска?

 

Гражданам необходимо знать, что у лица, подвергаемого административному задержанию, изымаются на время задержания все личные документы и вещи. Его согласия на это не требуется.

В случае, если есть достаточно оснований полагать, что задержанный имеет при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, а также с целью обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, то сотрудник правоохранительных органов вправе произвести личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ).

Личный досмотр и досмотр вещей – принудительное обследование соответственно тела человека (одежды) или вещей (ручной клади, багажа, груза или иных предметов находящегося при физическом лице), проводимое без нарушения конструктивной целостности.

Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, связаны с определенным ограничением конституционных прав граждан на личную неприкосновенность (ч.1 ст. 22 Конституции РФ), владение, пользование и распоряжение имуществом (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ), и поэтому требуют строгого соблюдения законности.

Гарантией соблюдения законности при проведении досмотра выступает требование об обязательном наличии двух понятых. Личный досмотр и досмотр вещей в отсутствии понятых допустимо только в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.

Личный досмотр обязательно производится лицом одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола.

Основаниями личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, может служить любое из следующих обстоятельств: лицо застигнуто на месте совершения административного правонарушения (в момент или непосредственно после его совершения); наличие признаков правонарушения в виде следов на одежде или вещах гражданина; очевидцы прямо указывают на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение; показания технических средств контроля.

До проведения досмотра сотрудник правоохранительных органов обязан ознакомить лицо, подвергаемое досмотру, с его правами в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ и предложить лицу, подвергаемого досмотру предъявить документы, подтверждающие личность, а также другие предметы и вещи.

Все изымаемые предметы и вещи, в том числе денежные средства (сумма и номиналы денег) должны быть занесены в протокол личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице либо необходимо сделать соответствующую запись в протоколе об административном задержании.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, обнаруженные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице подлежат изъятию, в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ, либо аресту, в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ.

Факт осуществления личного досмотра, досмотра вещей фиксируется в протоколе – либо в самостоятельном (протокол личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице), либо в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

 В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Кроме того, в протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Личный обыск - это следственное действие, а также мера обеспечения уголовно-процессуального или уголовно-исполнительного производства, направленная на обнаружение и изъятие орудий преступления и предметов, запрещенных для оборота для обыскиваемой категории лиц.

В соответствии со статьёй 184 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены, производится личный обыск подозреваемого, обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

Личный обыск - это мера уголовно-правового характера, а досмотр – административного характера.

Таким образом, обыск может применяться при расследовании противоправных деяний, за которые предусмотрена ответственность Уголовным кодексом Российской Федерации, а в случае личного досмотра, а также досмотра вещей порядок их проведения регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разница между осмотром, досмотром и обыском заключается помимо прочего и в документах, оформляемых после проведения той или иной процедуры.

После личного досмотра составляется протокол личного досмотра, после обыска - протокол обыска.

 

Вопрос: Какие есть права у лиц, задержанных за совершение административного правонарушения?

 

При административном задержании вы имеете право:

- знать о причине и основаниях своего задержания (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции»);

- на разъяснение своих прав (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции», ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ);

- на уведомление родственников, администрации по месту работы/учебы, а также защитника (ст. 14 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции», ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ);

- на помощь защитника с момента задержания (статья 14 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции», ч. 2 ст. 48 Конституции РФ);

- право на телефонный разговор, не позднее трех часов с момента задержания (ч. 7 ст. 14 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции»);

- на защиту от пыток, жестокого и бесчеловечного обращения (ст. 21 Конституции РФ, статья 5 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции»);

- не давать показания против себя и своих родных (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, );

- давать объяснения и показания на своем языке, пользоваться помощью переводчика (статья 14 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции», ч.2 ст. 24.2 КоАП РФ);

- на получение медицинской помощи (статья 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)).

- на соблюдение сроков задержания: как правило, 3 часа (ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ), в четко определенных случаях (см. ч.2 и ч.3 ст. 27.5 КоАП РФ) — до 48 часов;

- на ознакомление с протоколами, на внесение объяснений и уточнений, на отказ от подписи (ч.4 и ч.5 ст. 28.2 КоАП РФ);

- на получение копии протокола об административном правонарушении (см. ч.6 ст. 28.2 КоАП РФ) и протокола о задержании по Вашему требованию (см. ч.2 ст. 27.2 КоАП РФ).

Задержанные лица могут иметь при себе, хранить, получать в передачах:

- продукты питания, кроме требующих тепловой обработки, скоропортящихся с истекшим сроком хранения, алкогольной продукции;

- одежду (без поясных ремней, поясов, шнурков, подтяжек, галстуков и шарфов), головной убор, обувь (без шнурков и металлических набоек) - по сезону в одном комплекте;

- нательное белье - по сезону в одном комплекте;

- носки;

- платки носовые;

- предметы личной гигиены и туалетные принадлежности, в том числе туалетное мыло, туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, пластмассовые футляры для мыла и зубной щетки, кремы, расческа;

- постельное белье в одном комплекте (две простыни и наволочка), полотенце;

- столовые предметы (комплект пропиленовой посуды).

Примечание.

Для хранения указанных предметов в одном из помещений дежурной части оборудуются шкафы или полки-ячейки (Приложение № 4 к Приказу МВД России от 30.04.2012 N 389 (ред. от 06.07.2020) "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 N 24696)).

Доставленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов МВД России, решения, принятые ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан, в суд или в досудебном порядке вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий территориальный орган МВД России, прокурору (пункт 32 Приказа МВД России от 30.04.2012 N 389 (ред. от 06.07.2020) "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 N 24696).

 

 

Вопрос: Какие есть обязанности у сотрудников полиции при задержании граждан?

 

Обязанности сотрудников полиции изложены в статье 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О полиции".

Кроме того, сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

В каждом случае задержания при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан выполнить следующие действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О полиции", а именно:

-  назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

-  в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

-  сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

-  полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

- полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Кроме того, сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

Сотрудниками полиции подвергают (согласия граждан не требуется) задержанных лиц, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Кроме того, сотрудники полиции принимают при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О задержании сотрудниками полиции составляется протокол, в котором они должны указать дату, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу