11 марта Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков принял участие в заседании рабочей группы по снижению бедности в Пермском крае до 2024 года.

12 марта 2021
11 марта Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков принял участие в заседании рабочей группы по снижению бедности в Пермском крае до 2024 года.

Заседание рабочей группы состоялось под председательством губернатора Прикамья Дмитрия Махонина.

 В заседании приняли участие:

заместитель председателя Правительства Пермского края Сергей Никифоров, заместитель председателя Правительства – министр промышленности и торговли Пермского края Алексей Чибисов, заместитель председателя Правительства – министр территориального развития Пермского края Александр Борисов, министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Оксана Бреднева, руководитель Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края Екатерина Макаренко, директор Фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований», член Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации Светлана Маковецкая, руководитель Администрации губернатора Пермского края Леонид Политов, министр экономического развития и инвестиций Пермского края Эдуард Соснин, министр социального развития Пермского края Павел Фокин, и.о. министра информационного развития и связи Пермского края Андрей Хорошев, заместитель министра,  начальник управления в сфере содействия занятости Министерства социального развития Пермского края Марина Визе, руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю Владимир Белянин, первый заместитель министра промышленности и торговли Пермского края Елена Дегтярева, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова, Председатель Пермского краевого союза организаций профсоюзов «Пермский крайсофпроф» Михаил Иванов, министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина, председатель Комитета Законодательного Собрания Пермского края по социальной политике Сергей Клепцин, директор аналитического департамента Администрации губернатора Пермского края Светлана Колесникова, министр здравоохранения Пермского края Анастасия Крутень, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков, и.о. министра финансов Пермского края Екатерина Тхор, руководитель Государственной инспекции труда в Пермском крае Олег Украинский, помощник губернатора Мария Оганисян.        

 

Министр социального развития Павел Фокин  доложил о реализации мер по социальной поддержке граждан с низкими доходами в 2020 году.

На 1 марта 2021 года в крае 100471 малоимущих семей, из них 94,3% семьи с детьми. Из 600 тысяч детей края почти каждый третий проживает в малоимущей семье. Почти половина малоимущих граждан трудоспособного возраста не работают - 75927 человек.

В 2020 году около 20 миллиардов рублей были направлены на меры социальной поддержки семьям с детьми. В среднем на одну малоимущую семью 130 тысяч рублей в год или 10,8 тысячи рублей в месяц.

 Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков неоднократно просил правительство края расширять программу выхода из бедности по технологии социального контракта. Благодаря дополнительным субсидиям из федерального бюджета в прошлом году было заключено 3484 социальных контракта с малоимущими семьями. В среднем по соцконтракту семьи получили 82 тысячи рублей. Эффективность - 69,4% граждан, заключивших социальный контракт, вышли из состояния малоимущности.

Своевременными прозвучали предложения Светланы Маковецкой, директора пермского центра ГРАНИ, о необходимости межсекторного партнёрства для преодоления бедности. Не раз отмечал в своих выступлениях и в специальном докладе об НКО в 2020 году о реальном секторе экономики, не только привлекающем в край дополнительные финансы в социальную сферу, но и создающими новые рабочие места. Многие НКО сегодня по сути своей деятельности являются субъектами социального предпринимательства.

Результаты от принятых решений на заседании рабочей группы будут проанализированы в течение года.

К сведению, в Ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае есть глава "Бедность как угроза правам человека".

Тесная взаимосвязь между бедностью и правами человека означает необходимость изменения и дополнения подходов государственной политики к проблеме преодоления нищеты в соответствии с правозащитным подходом. Правозащитный подход требует от государства оценки уровня бедности не только с точки зрения уровня доходов, но и как многомерное явление, влекущее также стигматизацию, дискриминацию, отсутствие безопасности и социальную изоляцию людей. Кроме того, меры по искоренению бедности должны соответствовать таким принципам прав человека, как недискриминация, подотчётность, учёт особенностей отдельных наиболее уязвимых групп (женщин, детей, пожилых, инвалидов и т.д.) и других.

 

С учётом требований правозащитного подхода, Уполномоченный предлагает:

1) Повышение адресности мер социальной поддержки, в том числе для семей с детьми. Массовые срочные выплаты семьям с детьми в 2020 году были оправданы и позволили большинству из них продержаться до нормализации экономической обстановки. Однако наиболее бедные семьи с детьми-школьниками остались в состоянии бедности и после выплаты массовых пособий. Для повышения эффективности мер социальной поддержки необходимо обеспечить преференции для наиболее бедных семей с детьми любого возраста в доступе к пособиям.

2) Развитие практики оказания социальной помощи в виде заключения социального контракта. Именно технология социального контракта в значительной степени содействует решению таких проблем, легализация неформальной занятости и повышение направленности пособий на приоритетную поддержку бедных семей. Например, в 2019 году в Пермском крае в результате заключения социального контракта трудную жизненную ситуацию преодолели 2668 человек (около 30% получателей). В 2020 году Правительством Российской Федерации были утверждены изменения в приложение №8 к государственной программе «Социальная поддержка граждан» (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 №1258) в части уточнения целей, на которые можно потратить полученные по контракту средства (удовлетворение текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения ЛПХ, в лечении, развитие предпринимательской деятельности и так далее). Однако для повышения эффективности этого инструмента следует проработать вопрос о пересмотре нормативного регулирования поддержки, предоставляемой на основе социального контракта, с точки зрения размеров выплат, оснований для участия в программе и инструментов материальной и нематериальной поддержки её получателей, что позволит большему количеству малоимущих семей получить материальную помощь и открыть для себя перспективы дальнейшего развития. Например, внимания требует вопрос о развитии механизма взаимодействия органов социальной защиты с центрами занятости населения, органами по развитию малого и среднего предпринимательства, органами местного самоуправления для комплексной поддержки граждан в трудоустройстве или создании собственного дела.

3) Продолжение работы по совершенствованию государственных информационных систем для более точного определения нуждаемости в рамках межведомственного взаимодействия. В будущем это позволит оперативно принимать решения о срочных федеральных или региональных материальных мерах поддержки различным группам населения на основе нуждаемости.

4) Интенсификация работы по информированию граждан о доступных им мерах поддержки, порядке их получения, преодолению социальных предрассудков («обращусь за помощью – отберут детей» и других).

5) Продолжение работы по цифровизации государственных услуг в социальной сфере при оставлении возможности обращения за помощью в традиционных форматах. Продолжение работы по обучению наиболее уязвимых категорий граждан новым возможностям получения государственных услуг, а также создание (развитие) сети помощников для получения соответствующих государственных услуг на базе многофункциональных центров, библиотек, иных учреждений.

6) Разработка программы по оптимизации государственных социальных услуг и социальных выплат, упрощению доступа населения к их получению (анализ и систематизация существующих мер социальной поддержки, пересмотр неэффективных мер, перераспределение ресурсов, максимально возможное сокращение бюрократических барьеров и внедрение механизмов предоставления мер поддержки без предоставления документальных доказательств и в беззаявительном порядке).

7) Развитие системы социальных услуг для уязвимых категорий граждан, в том числе для бездомных. Субъектами оказания социальных услуг помимо государства, должны стать бизнес и некоммерческий сектор, общественные объединения и волонтерское движение.

8) Введение дополнительных метрик для оценки благосостояния населения и измерения глубины бедности (например, через индексы многомерной бедности, показатель дефицита доходов и другие).

16 марта 2021 года после официального представления Ежегодного доклада Законодательному Собранию и губернатору Прикамья доклад будет доступен для всех на сайте: ombudsman.perm.ru.