9 апреля Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков принял участие в стратегической сессии планирования «Общественная забота – наша совместная работа». Тема – забота и уход за пожилыми людьми.

12 апреля 2021
9 апреля Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков принял участие в стратегической сессии планирования «Общественная забота – наша совместная работа». Тема – забота и уход за пожилыми людьми.

Инициаторы проведения мероприятия  - Пермское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» при содействии благотворительного фонда «Хорошие истории».

В стратегической сессии приняли участие представители органов власти и муниципалитетов, НКО и коммерческих структур, ТОСов и советов ветеранов, политических партий и движений.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков выступил с докладом на тему «Роль негосударственных организаций в обеспечении долговременного ухода за пожилыми гражданами: вопросы, требующие решения.» Он отметил, что роль негосударственных организаций важна на всех этапах системы долговременного ухода. При этом система долговременного ухода включает в себя:

- своевременное выявление нуждающихся;

- определение индивидуальной потребности гражданина в постороннем уходе;

- предоставление социального пакета долговременного ухода.

Так, в 2020 году в адрес Уполномоченного поступали обращения от жителей Пермского края по вопросу обеспечения средств гигиены для лежачих больных, на время оформления документов с целью внесения изменений в ИПРА.

Были направлены ходатайства в негосударственные организации о необходимости оказания временной помощи лежачим больным. В результате жители получили необходимую помощь от негосударственных организаций.

Далее краевой омбудсмен рассказал о том, что введение карантина и объявление режима самоизоляции так или иначе затронуло всех жителей РФ, однако особенно трудно приходилось отдельным категориям населения, которые и до пандемии были в группе риска.  В тяжелой эпидемиологической ситуации негосударственные организации демонстрируют высокую гибкость и оперативно переориентируют свою деятельность под оказание наиболее востребованных услуг «здесь и сейчас», с акцентом на защиту наиболее уязвимых групп. Негосударственные организации организовали сопровождение одиноких пожилых, семей, имеющих в составе пациентов с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями.

В то же время, организациям самим стало значительно сложнее продолжать свою деятельность в период пандемии. Из-за экономического кризиса сократились благотворительные пожертвования частных лиц и коммерческих организаций. Под угрозой полноценная реализация многих социальных проектов, на которые ранее были выделены грантовые средства как за счет федерального, так и регионального бюджетов.

К тому же, система долговременной помощи людям в возрасте, лицам с инвалидностью имеет свои слабые стороны, которые непосредственно сказываются на качестве предоставляемых услуг. Причиной являются такие факторы: 

•        отсутствие единства в системе управления и финансирования;

•        межведомственная разобщенность;

•        отсутствие стандартов контроля обслуживания и результатов помощи;

•        острый дефицит кадров для обеспечения ухода;

•        отсутствие единой системы обучения и переподготовки специалистов в области долговременного ухода;

•        недостаточная информированность семей, задействованных в уходе, о возможности получения помощи.

В финале своего доклада Павел Миков выступил с предложением осуществления следующих мероприятий:

1. предусмотреть проведение мониторинга обеспечения граждан, нуждающихся в постороннем уходе, социальными, медицинскими, реабилитационными и иными услугами в рамках системы долговременного ухода;

2. разработать и утвердить регламент межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода с участием общественных организаций;

3. разработать и утвердить «дорожную карту» по внедрению системы долговременного ухода в рамках общественной заботы;

4. предусмотреть мероприятия по привлечению добровольцев (волонтеров), представителей негосударственных организаций;

5. организовать информирование граждан с участием общественных организаций.