30 марта состоялось расширенное заседание коллегии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.
На коллегии были подведены итоги деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора за 2021 год и обозначены задачи ведомства на 2022 год.
Участие в заседании приняли Главный федеральный инспектор по Пермскому краю Сергей Половников, Уполномоченный по правам человека в Пермском крав Павел Миков, заместитель председателя Правительства Пермского края Сергей Никифоров, председатель Избирательной комиссии Пермского края Игорь Вагин, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Павел Новоселов, Прокурор Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры Людмила Моисеевских, представители других ведомств.
Глава Управления Роспотребнадзора Виталий Костырев проинформировал о результатах работы службы в 2021 году по таким направлениям деятельности, как противодействие распространению COVID-19 и профилактика других инфекционных болезней на территории края, организация вакционпрофилактики, реализация федерального проекта «Чистая вода», надзор за качеством атмосферного воздуха, надзор в сфере обращения с ТКО, мониторинг за качеством и безопасностью пищевых продуктов и непродовольственных товаров, условиями труда, контроль в области защиты прав потребителей. Следует отметить, что 2022 год – знаковый для Управления, 15 сентября исполнится 100 лет с момента создания специализированных санитарно-профилактических учреждений на территории России. В этом году ведомству предстоит работа по реализации комплекса мер, направленных на совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора, недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, реализации национального проекта «Демография» и федерального проекта «Чистая вода» и т.д.
Приглашённые участники коллегии выразили благодарность за совместную работу с Управлением Роспотребнадзора по многим важным проблемам, в особенности в тяжелейших условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, а также выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.
В своем выступлении Павел Миков поблагодарил Управление Роспотребнадзора за плодотворную деятельность по защите прав граждан, а также отметил проблемы, требующие дальнейшей совместной работы.
Так, особого внимания в условиях COVID-19, по мнению Уполномоченного, заслуживает качественное и своевременное информирование граждан о деятельности в сфере противодействия распространению заболевания, вакционпрофилактике и т.д.
Напрямую с деятельностью Управления Роспотребнадзора связана одна из важных проблем в работе Уполномоченного в 2021-2022 году – защита права граждан на доступ к качественной питьевой воде. Ежегодно к Уполномоченному поступают жалобы на отсутствие питьевого и хозяйственного водоснабжения, проблемы с качеством воды и т.д. Павел Миков сообщил, что в предстоящем году этой теме планируется посвятить специальный доклад, и выразил надежду на плодотворное сотрудничество с Управлением по этому вопросу.
По-прежнему острыми остаются проблемы защиты прав граждан - потребителей юридических и финансовых услуг. К сожалению, многие граждане до сих пор не обладают необходимыми знаниями о правилах безопасности при обращении за получением тех или иных услуг, своих правах потребителя и порядке их защиты, порядке обращения в уполномоченные надзорные органы и суд.
Например, как отметил Павел Миков, несмотря на положительные сдвиги в борьбе с недобросовестными юристами, в 2021 году проблема обмана потребителей юридических услуг не утратила своей актуальности. В декабре в адрес Уполномоченного поступило обращение жительницы г. Перми с жалобой на некачественное оказание юридической помощи сразу несколькими юридическими фирмами. В 2019-2020 гг. заявительница обращалась к ним за юридической помощью по вопросам защиты прав потребителя при оказании юридических услуг, перерасчёта пенсии, присвоения звания «Ветеран труда», возврата долга по исполнительным листам. Однако оказанные услуги не имели какой-либо потребительской ценности, некоторые услуги ей были навязаны, а часть из них не оказана. За некачественные юридические услуги заявительница заплатила более 250 тыс. руб.
Не теряют своей остроты и проблемы нарушения прав потребителей финансовых услуг. В своей работе Уполномоченный столкнулся с обращениями по вопросам возможной утраты права собственности на единственное жилье в связи с реализацией его как объекта ипотеки, безакцептного списания сумм социальных пособий, взыскания денежных средств по ранее закрытым кредитным договорам, необеспечения банковскими организациями безопасности персональных данных и денежных средств от мошенничества со стороны третьих лиц и т.д. Несколько жалоб содержали сведения о неправомерных действиях сотрудников банков при заключении договоров вклада и инвестиционных договоров с престарелыми гражданами. Например, в 2021 году в адрес Уполномоченного поступило два обращения от престарелых жителей Пермского края с жалобами на действия сотрудников банков по введению их в заблуждение относительно предмета и условий договоров. Пенсионеры были уверены, что заключают договор банковского вклада и смогут пользоваться денежными средствами на счету как обычно, но в действительности подписывали совсем другие договоры (договор доверительного управления ценными бумагами и денежными средствами для инвестирования, договор инвестиционного страхования жизни).
Подобные случаи демонстрируют необходимость продолжения активной работы по правовому просвещению и информированию граждан.
Также в своем докладе Уполномоченный подчеркнул актуальность проблем нарушения права граждан на благоприятные условия проживания при размещение торговых объектов, объектов общественного питания, производств и т.д. на первых и цокольных этажах жилых домов, неподалеку от них. Шум, вибрация и запах от работы различных предприятий, в том числе в ночное время, в 2021 году вновь становились предметом жалоб к Уполномоченному от жителей г. Перми, г. Кудымкара и других населенных пунктов.
Следствием недостатков в законодательстве, работе по информированию местного населения, отсутствия контакта с гражданами становится возмущение граждан при размещении вблизи жилых помещений объектов сотовой связи. Даже несмотря на наличие необходимых разрешений, жильцы близлежащих домов зачастую не владеют какой-либо конкретной информацией о характеристиках вышки, её опасности/безопасности для людей, влиянии электромагнитного излучения на здоровье детей, подростков, беременных женщин, людей, имеющих онкологическую предрасположенность и т.д.
Особое значение в деятельности Уполномоченного в 2021 году, безусловно, занимали проблемы, вызванные распространением коронавирусной инфекции. Пандемия проверила на стойкость существовавшие механизмы реализации и защиты основных прав и свобод человека, в том числе право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на обращение и другие гражданские и политическим права. В адрес Уполномоченного обращались граждане с жалобами на сложности в получении плановой и экстренной медицинской помощи, понуждении к вакцинации, отсутствии вакцин, длительным неполучением сертификата о вакцинации (QR-кода), несогласии с принимаемыми ограничительными мерами для граждан, которые не были вакцинированы и не переболели (доступ в общественные места, торговые центры, магазины и т.д.). Управление Роспотребнадзора внесло неоценимый вклад в борьбу с пандемией и обеспечением прав граждан в этот сложный период.