17 мая Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков принял онлайн-участие в работе краевой научно-практической конференции «Языковая адаптация мигрантов и беженцев как основа социальной интеграции: школа-вуз», организованной Педагогическим факультетом РИНО ПГНИУ и филологическим факультетом ПГНИУ совместно с МАОУ «СОШ № 44» г. Перми. В конференции приняли участие педагоги дошкольных образовательных организаций, педагоги начального, основного, среднего общего образования, преподаватели среднего и высшего профессионального образования, руководители образовательных организаций, специалисты методических служб управлений образованием Пермского края, представители национальных диаспор Пермского края.
Павел Миков выступил перед педагогическим сообществом Пермского края с докладом по теме «Интеграция детей из семей иноэтнических мигрантов средствами образования», в котором отметил, что успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество является одной из целей государственной национальной политики Российской Федерации.
Дети из семей мигрантов являются одной из наиболее сложных, проблемных групп населения, которые нуждаются в языковой, культурной, социальной, психологической адаптации и интеграции. Образование является одним из ресурсов, результатом которого становится успешная адаптации и интеграции детей-мигрантов.
Уполномоченным был озвучен ряд проблем с которыми сталкиваются как дети - мигранты, так и образовательные организации, в которых они обучаются или планируют обучаться. Это, прежде всего, незнание русского языка, как детьми – мигрантами, так и их родителями, сложность включения в иную культурную среду, отсутствие представлений о нормах и базовых ценностях культуры российского общества, незнание особенностей повседневного быта и норм межличностного общения, трудности коммуникации, возникающие в общении с детьми и педагогами и др. Также Уполномоченным были озвучены возможные пути решения проблем.
Кроме того, Уполномоченный отметил, что в Пермском крае существуют положительные практики в области обучения инофонов русскому языку, адаптации детей иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в общеобразовательных организациях Пермского края (МАОУ «Многопрофильная школа «Приоритет», МАОУ «Култаевская средняя школа, МАОУ «СОШ №55», МАОУ «ЭнергоПолис», МАОУ «СОШ №55» города Перми и др.), многие из которых были представлены на конференции. Павел Миков отметил необходимость специальной подготовки преподавателей, обучающих детей русскому языку как иностранному.