23 мая Павел Миков принял участие в коллегии краевой прокуратуры о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

24 мая 2022
23 мая Павел Миков принял участие в коллегии краевой прокуратуры о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В коллегии прокуратуры приняли участие Павел Бухтояров прокурор Пермского края, Надежда Подъянова заместитель министра социального развития Пермского края, Фаина Минх, заместитель министра, начальник управления жилищной политики Министерства строительства Пермского края, Сергей Неведомский, руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Алексей Дёмкин, глава города Перми.

Открывая заседание коллегии, Павел Бухтояров отметил, что во взаимодействии с контрольно-надзорными органами, органами исполнительной власти прокуратурой продолжена последовательная работа по поддержанию законности в сфере социальной защиты детей, нуждающихся в особой заботе государства. Вместе с тем, выявляемые факты нарушения их прав свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных решений, направленных на обеспечение законности в этой сфере. По итогам проверок за 2020-2022 года прокурорами выявлено почти 400 нарушений законодательства, опротестовано более 100 незаконных правовых актов, в том числе постановлений судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительных производств, внесено 79 представлений в результате рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности пока привлечено 14 лиц, по материалам проверок возбуждено 4 уголовных дела. Особое внимание прокуроры обратили вопросам предоставления мер социальной поддержки и жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взыскания алиментов на содержание данных лиц, а также нарушению органов государственной власти и местного самоуправления и должностных лиц в данной сфере.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае обратил внимание на необходимость увеличения размера пособия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на проезд на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте. В настоящее время размер пособия составляет 442,9 рубля, но все равно остается ниже среднерыночных цен на проездной как в городе Перми, так и в Пермском крае.

Кроме этого, Павел Миков сказал о необходимости принятия дополнительных мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части освобождения их от внесения платы и задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в закрепленном за ними жилом помещении, но в котором они не проживают, до достижения совершеннолетия. С 2014 года остается актуальным вопрос предоставления компенсации по оплате за аренду жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в Список нуждающихся в обеспечении жильем, до фактического предоставления жилого помещения.

По итогам обсуждения, коллегией планируется направить губернатору Пермского края информацию и предложения о внесении изменений в региональные нормативные правовые акты.

 

Справочно.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

По итогам 2020–2021 годов зафиксирован рост числа обращений в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае по вопросам реализации права на жилое помещение указанных лиц.

Так, в 2021 году поступило более 110 обращений от лиц из числа детей-сирот, большая доля которых проживает в краевой столице. В 2021 году лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также третьих лиц, действующих в интересах последних, по-прежнему, волновали вопросы:

  • непредоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленные законодательством сроки;
  • включения или исключения лиц из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее – Список);
  • неисполнения вступивших в законную силу судебных решений о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением;
  • предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по избранному месту проживания;
  • предоставления и оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
  • изменения правового режима пользования жилым помещением по истечении 5-летнего срока найма;
  • качества предоставленного жилья и устранения выявленных в процессе эксплуатации дефектов.

Второе место по числу обращений занимали ходатайства о разъяснении порядка подтверждения статуса лица, оставшегося без попечения родителей, признания нуждающимися в получении жилого помещения и включения в список лиц, подлежащих обеспечению отдельным жильем.

Ежегодно число лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Прикамья и нуждающихся в жилом помещении, растет. По данным министерства социального развития Пермского края, в 2018 году в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на территории Пермского края было включено 5422 человека, в 2019-м – 5902 человека, в 2020-м – 6083 человека, а по итогам 9 месяцев 2021 года – 6369 человек, при этом у 66% право на получение отдельного благоустроенного жилья уже возникло.

В 2020 году из запланированных к обеспечению жильем 868 человек помещениями были обеспечены 864 человека, на 2021 год изначальный план практически не изменился – жилье должны были получить 860 лиц этой категории. Финансирование этого направления в текущем году выросло до 1,138 млрд рублей.

Несмотря на то что только в бюджете Пермского края на реализацию обязательств по обеспечению нуждающихся жилыми помещениями специализированного жилищного фонда ежегодно предусматривается более 600 млн рублей, вопрос своевременного предоставления жилья в крае не решен и остается весьма актуальным. Более того, к моменту получения жилого помещения подавляющее большинство лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализированы, имеют собственные семьи, «крепко стоят на ногах» и хотели бы самостоятельно определять место своего жительства, а также формат жилья. Во многом это стало возможным благодаря организованному на территории Пермского края постинтернатному сопровождению.

Уже не первый год на федеральном и региональном уровнях идет обсуждение возможности создания дополнительных условий для реализации жилищных прав сирот. Одним из таких механизмов является предоставление единовременных социальных выплат (жилищных сертификатов) на приобретение (строительство) жилья. Однако на федеральном уровне вопрос окончательно пока не решен. В 2020 году губернатором Пермского края Дмитрием Махониным было принято решение об оказании дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и старше, в форме предоставления выплат на приобретение жилых помещений. В 2021 году размер социальной выплаты составил 1192 тыс. руб., ее размер ежеквартально пересматривается с учетом меняющихся цен на жилье на рынке недвижимости. В соответствии с региональным законодательством средства социальной выплаты могут быть направлены исключительно на приобретение отдельной благоустроенной квартиры либо жилого дома, имеющих износ не более 30%, общей площадью не менее 28 кв. м и находящихся на территории Пермского края. Важно, что при приобретении жилого помещения дополнительно к средствам социальной выплаты могут быть использованы и иные формы государственной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий (материнский (семейный) капитал, собственные денежные средства и т.д.).

Учитывая высокую востребованность данной меры социальной поддержки среди получателей социальной выплаты, органам государственной власти Пермского края было предложено рассмотреть вопрос об увеличении денежных расходов на реализацию данного проекта в 2021 году. Объем бюджетных средств на 2021 год был увеличен до 184 млн рублей.

За два года жилищные сертификаты получили 245 человек. Более того, бюджетом Пермского края на 2022 год также предусмотрены денежные средства для предоставления социальной выплаты уже 320 получателям. За счет введения дифференцированного подхода к исчислению размера социальной выплаты в зависимости от места проживания жители городских округов смогут претендовать на получение выплаты в большем объеме.

Обеспечение жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было и продолжает оставаться государственной задачей. В свою очередь, обращая внимание органов государственной власти на необходимость создания дополнительных условий реализации права указанных лиц на жилое помещение, Уполномоченный предлагает Законодательному Собранию Пермского края и Правительству Пермского края рассмотреть вопрос законодательного закрепления гарантий:

  • освобождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от внесения платы за жилищно-коммунальные услуги в закрепленном за ними жилом помещении, но в котором они не проживают, до достижения совершеннолетия;
  • освобождение от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае если задолженность образовалась в период их пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных учреждениях (организациях), либо прохождения военной службы по призыву, либо отбывания наказания в исправительных учреждениях, либо нахождения их под опекой (попечительством) или в приемных семьях (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем);
  • освобождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа от внесения платы за отдельные виды коммунальных услуг (ТКО, электрическая энергия, холодное, горячее водоснабжение для индивидуальных нужд и др.), начисление которых осуществляется с учетом норматива потребления, исходя из количества собственников жилья в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности указанным лицам, но в которых они не прописаны и фактически не проживают;
  • полной либо частичной компенсации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в получении жилого помещения и не обеспеченных временным жильем, платы за аренду жилого помещения.

По итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 9 декабря 2021 года, Президент РФ поручил Правительству РФ рассмотреть совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ предложения, касающиеся предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, компенсации для погашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, образовавшейся в период, когда они не имели возможности пользоваться ранее занимаемыми жилыми помещениями, в том числе в связи с установлением над ними опеки или попечительства, помещением их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо получением ими профессионального образования. При необходимости представить предложения о внесении соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации (Пр-189 от 27 января 2022 года). Срок – 1 июня 2022 г.