Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Сапко
Игорь Вячеславович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG

Роль Уполномоченного по правам человека в Пермском крае в утверждении европейских стандартов прав человека (Марголина Т.И., Москва, 2016)

«Роль Уполномоченного по правам человека в Пермском крае в утверждении европейских стандартов прав человека». Тезисы.

 

Совет Европы способствует продвижению прав человека посредством разработки международных договоров и функционирования целой системы рабочих органов. Уполномоченный по правам человека занимает особое место в механизме защиты прав, законных интересов и свобод граждан от злоупотреблений прежде всего органов государственной власти и в свое деятельности руководствует не только нормами национального права, а также принцами защиты прав и свобод человека, регламентированными международным сообществом.

 

Право на уважение личной и семейной жизни.

Статья 8 Конвенции  от 4 ноября 1950 года « О защите прав человека и основных свобод» гласит:

1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Проблема разлучения семей при вынесении судами Пермского края решений о выдворении иностранных граждан остается прежней.

По инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае в УФМС России по Пермскому краю при участии Пермского краевого суда, министерства социального развития Пермского края, УФССП России по Пермскому краю  состоялось  совещание, посвященное вопросам обеспечения права на охрану семьи иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ.

Судьей Дзержинского районного суда было вынесено Постановление (2014 г.) в отношении  Махмадалиевой М.М., которая  была признана виновной в совершении административного правонарушения и ей было назначено наказание в виде административного штрафа 2000 руб. с административным принудительным выдворением за пределы РФ. До выдворения  Махмадалиева М.М. была помещена в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Пермскому краю. Как сообщила заявительница, и как это следует из материалов, судья при вынесении постановления не принимал меры для выяснения местонахождения несовершеннолетних детей и в постановлении о выдворении детей ничего не сказано,  что позволяло выдворить Махмадалиеву М.М. за пределы РФ без детей.

После обращения к Уполномоченному по правам человека в Пермском крае дети были возвращены Махмадалиевой М.М., сотрудниками УФМС по Пермскому краю была оказана помощь в составлении жалобы на постановление Дзержинского районного  суда, 10.10.2014 г. решением  Пермского краевого суда постановление Дзержинского суда было изменено, Махмадалиевой М.М. было назначено наказание в виде административного штрафа 2000 рублей с административным выдворением, в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ вместе с детьми. Необходимость содержания Махмадалиевой М.М. в специальном центре была исключена и в тот же день она была освобождена.

Другие примеры свидетельствует о выходе правовой защиты на международный уровень напрямую. По некоторым случаям разлучения с детьми для защиты прав, гарантированных статьёй 8 Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, пришлось прибегнуть к международным способам защиты. Общественным помощником Уполномоченного Поносовым Б.И. по обращению гр. Шалковой  и гр. Шеиной  после безрезультатного исчерапания всех форм защиты (обжалование в вышестоящих судах решения о выдворении без учета интересов семей)  были поданы жалобы в Европейский суд по правам человека о нарушении прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.  Жалобы не были отклонены  как неприемлемые, а были коммуницированы властям государства-ответчика (Российской Федерации).  Коммуникации были  получены в январе 2016г. Теперь Российская федерация должна дать  ответы на вопросы, поставленные Судом, а также высказаться по вопросу приемлемости и существа жалобы.

Благодаря своевременной реакции Уполномоченного по правам человека в Пермском крае удалось пересмотреть и изменить судебное решение в части выдворения с территории Российской Федерации и спасти жизнь человеку - гражданин Узбекистана, родился и вырос в Пермском крае, на территории России проживают его жена и дочь пытался покончить жизнь самоубийством в приемнике–распределителе ГУВД по Пермскому краю, так как его по решению Лысьвенского городского суда Пермского края выдворяют с территории РФ в Республику Узбекистан, где у него нет родственников, жилья, работы. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае обратилась в Европейский Суд по правам человека, который согласился принять жалобу Ярных С.А. к рассмотрению, так как предположил наличие нарушенного права. Информация по данному вопросу, а также предполагаемом нарушенном праве Уполномоченным была направлена в Пермский краевой суд., что стало основанием для пересмотра судебного решения.

 

Принципиально важно, что в 2015 году продолжали действовать договорённости, достигнутые на межведомственном совещании в УФМС России по Пермскому краю, проведённого по инициативе Уполномоченного, о том, что при направлении в суд материалов о выдворении из Российской Федерации иностранных граждан, имеющих несовершеннолетних детей, должны приниматься меры по неразлучению родителей и детей. Трагический случай в октябре 2015 года смерти 5-месячного таджикского мальчика из семьи мигрантов в Санкт-Петербурге в результате разлучения с родителями при их выдворении из нашей страны ещё раз доказывает своевременность принятых в Пермском крае и оперативных, и профилактических мер по неразлучению иностранных граждан с детьми.

Полагаю, что по недопущению незаконного разлучения семей иностранных граждан с несовершеннолетними детьми при решении вопроса о выдворении за пределы Российской Федерации, необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях в часть 1 статьи 3.10 КоАП РФ «Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства», добавив после слов «…в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» слова «при наличии несовершеннолетних детей»;

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается                                      в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при наличии несовершеннолетних детей -                       в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Внести дополнение в часть 5 статьи 3.10 КоАП РФ добавив после слов «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» слова «с их несовершеннолетними детьми».

Проблема  незаконного разлучения семей иностранных граждан, в отношении которых вынесено решение о выдворении за пределы Российской Федерации, без учета имеющихся детей и наличия прочных семейных связей, по инициативе Уполномоченного была рассмотрена на заседании Научно-консультативного совета при прокуратуре Пермского края 16 июня 2015 года.

 

2. Право на свободу и неприкосновенность личности.

 

         Гарантировано ст. 5 Конвенции. Данная статья гарантирует право на свободу и неприкосновенность личности. Она не просто декларирует право не быть подвергнутым произвольному лишению свободы (задержанию, аресту, заключению, содержанию под стражей) но и включает в себя описание конкретных гарантий для лица, лишенного свободы.

1) Право на достоинство

На постоянном контроле Уполномоченного,  Общественной наблюдательной комиссии остаются  условия содержания иностранных граждан в специальном учреждении УФМС России по Пермскому краю (СУВСИГ) в связи с жалобами на качество  питания, отсутствие надлежащих условий для содержания женщин с малолетними детьми, длительность  сроков нахождения в учреждении.

По инициативе Уполномоченного были проведены совещания и совместные приемы   с прокуратурой Кировского района и сотрудниками УФМС иностранных граждан и лиц без гражданства, организован мониторинг соблюдения прав в данном учреждении сотрудниками аппарата Уполномоченного, общественного совета при УФМС.

Актуальной остается проблема иностранных граждан, длительное время содержащихся в Специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан, или иностранных граждан, освободившихся из мест лишения свободы, в невозможности подтвердить гражданство страны исхода.

Срок содержания в условиях ограничения свободы в качестве меры обеспечения исполнения постановления для выдворения является слишком длительным, не подлежащим судебному контролю, поэтому превращается в дополнительный, несанкционированный и не предусмотренный законом вид наказания, который по уровню жестокости аналогичен наказанию по уголовным делам (учитывая условия, в которых содержатся ИГ)

За 2015 год Уполномоченным были направлены ходатайства в Консульские службы Республики Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Кыргыстана, МИД Российской Федерации для подтверждения статуса обратившихся к нему заявителей. Следует отметить, что Посольства Казахстана Азербайджана, Узбекистана, МИД Российской Федерации регулярно содействуют Уполномоченному в решении вопросов для помощи людям.

    Совместными усилиями Уполномоченного, УФМС России по Пермскому краю, Министерства общественной безопасности края и заинтересованных ведомств была решена проблема невозможности исполнения всеми органами решений судов об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации в связи с прекращением финансирования (федерального) на приобретение проездных документов для иностранных граждан (обращение начальника УФМС России по Пермскому краю В. И. Чудасова и 6 иностранных граждан, содержащихся в СУВСИГ). Иностранные граждане, содержащиеся в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Пермскому краю имели документы, удостоверяющие личность, но у них не было денежных средств на приобретение проездных документов для самостоятельного приобретения билетов.

По ходатайству Уполномоченного в департаменте общественной безопасности Администрации губернатора Пермского края было проведено совещание всех заинтересованных сторон и были выработали дополнительные меры по повышению эффективности работы по принудительному выдворению иностранных граждан: за счет принимающей стороны; через взаимодействие с общественными организациями и диаспорами по вопросу приобретения проездных документов; с использованием различных видов транспорта и т.д.

Проблема  незаконного разлучения семей иностранных граждан, в отношении которых вынесено решение о выдворении за пределы Российской Федерации, без учета имеющихся детей и наличия прочных семейных связей, по инициативе Уполномоченного была рассмотрена на заседании Научно-консультативного совета при прокуратуре Пермского края 16 июня 2015 года.

По результатам обсуждения, вынесенных на заседание                            Научно-консультативного Совета вопросов, Советом принято решение                    о направлении в Академию Генеральной прокуратуры РФ предложения для обсуждения вопроса о внесении соответствующих изменений в статью 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также подготовить информацию по соблюдению законодательства о защите прав несовершеннолетних (малолетних) в ходе осуществления органами административной юрисдикции административного преследования лиц, совершивших административные правонарушения в сфере миграционного законодательства для направления в ГУ МВД России по Пермскому краю.

 

 

3. Проблема пыток и жестокого обращения

 

Для профилактики пыток, жестокого обращения с гражданами, а также реализации Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была ратифицирована указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 года № 6416-XI, Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или или наказания, вступившей в силу в России 01.09.1998 года в России.

Кроме того, 1 августа 2011 года была официально завершена переаттестация всех сотрудников ГУ МВД России по Пермскому краю, которая началась 27 июня 2011 года.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае направил письмо в адрес руководства ГУ МВД России по Пермскому краю, к которому прилагался список из 28 сотрудников ОВД, на которых поступили жалобы граждан на недопустимое обращение, с просьбой учесть данные сведения при аттестации.

При аттестации сотрудников милиции членами аттестационных комиссий была реализована информация УППЧ в ПК. По итогам проведенной аттестации было уволено 28,6% (8) было уволено.

    После проведенных мероприятий количество жалоб и обращений граждан на пытки, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение снизились на 70%.

В связи с большим количеством жалоб на пытки, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение в 2008 году был опубликован специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае «Проблема пыток и жестокого обращения с гражданами в деятельности правоохранительных органов и учреждений в Пермском крае».

При совместном сотрудничестве УППЧ и ГУМВД России по Пермскому краю был разработан и утвержден совместный план работы по профилактике нарушений. Результаты еженедельного мониторинга жалоб с перечнем фамилий сотрудников ежеквартально поступали к руководству ГУВД по Пермскому краю, что позволило значительно снизить количество жалоб на недопустимое обращение.

Для соблюдения стандартов соблюдения прав граждан на достойные условия содержания в местах принудительного содержания и исполнения стандартов, предусмотренных в Европейских пенитенциарных правилах, утвержденных 12 февраля 1987 года, Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (приняты 10 декабря 1985) в 2010 году по инициативе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае были разработаны параметры мониторинга условий содержания людей в ИВС системы ГУВД по Пермскому краю, которые способствовали разработке программы ремонта и реконструкции ИВС (были закрыты 12 ИВС из 42 существовавших, как не соответствовавших нормативным требованиям), а также значительно улучшены условия содержания людей в следственных изолятора (построено 2 новых следственных изолятора СИЗО № 5 для содержания женщин и несовершеннолетних и СИЗО № 6, которые оборудованы в соответствии с международными стандартами.

В период с 2005 по 2015 в Европейском суде по правам человека от Пермского края было рассмотрено 10 дел. В основном жалобы были направлены на нарушение ст.6 Европейской конвенции по правам человека (Право на справедливое судебное разбирательство) – 6 жалоб, а также на нарушение ст.8 (Право на уважение частной и семейной жизни) – 3 жалобы, ст. 3 (Запрещение пыток) – 1 жалоба.

 

4. Свобода мирных собраний

 

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае последовательно отстаивает конституционное право собираться мирно, в том числе и на законодательном уровне.

Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае с декабря 2011 года осуществляют наблюдения за ходом публичных мероприятий протестной направленности с целью предотвращения нарушений прав граждан со стороны полиции.

В соответствии с положениями статьи 11 Закона Пермского края «Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае», принятие мер по совершенствованию законодательства в целях защиты прав и свобод человека и приведение его в соответствие с общепризнанными нормами и принципами международного права – является одной из задач Уполномоченного.

В соответствие с нормами изменённого летом 2012 года Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в который внесены изменения Федеральным законом от 08.06.2012 №65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», субъектам Российской Федерации предлагалось привести региональные законы в этой части в соответствие и вступления их в силу до 31.12.2012 года.

Данным, Федеральным законом №65-ФЗ от 08.06.2012 были ужесточены требования к публичным мероприятиям в части:

- административного наказания за порядок организации и проведения публичных мероприятий;

- требования к участникам (запрет масок, оружия, алкоголя и др.), к соблюдению заявленного количества участников,

- определения единых специально отведенных мест для публичного выражения общественного мнения («Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек»);

- дополнительного определения законом субъекта Российской Федерации мест, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, «в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры»;

- ограничено время проведения публичных мероприятий до 22 часов (ранее до 23 часов), «кроме  публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня по местному времени».

Первоначальный вариант законопроекта, внесенный в Законодательное Собрание Пермского края, содержал самые жесткие нормы, которые были определены «вилкой» Федерального закона:

- минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование (уведомление не требуется),  – 50 метров;

- норма заполняемости специально отведенных мест – не более одного человека на один квадратный метр;

- предлагалось дополнительно к федеральным запретить проведение публичных мероприятий на расстоянии ближе чем 100 м от зданий государственной власти и местного самоуправления.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае вошла в состав рабочей группы по подготовке проекта закона ко второму чтению, по инициативе Уполномоченного Законодательным Собранием Пермского края были проведены общественные слушания «Проблема правового регулирования порядка подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и порядка проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры Пермского края», в которых приняли участие правозащитные организации, гражданские активисты, эксперты-политологи.

В результате широкого общественного обсуждения первоначальный вариант проекта закона был отозван, а в  Законодательное Собрание Пермского края поступил новый вариант текста законопроекта, учитывающий мнения общественности и Уполномоченного по правам человека в Пермском крае.

В принятом законе  Пермского края от 18.12.2012 № 158-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части проведения публичных мероприятий на территории Пермского края» закреплены следующие требования к проведению публичных мероприятий:

- минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, составляет 25 метров;

- норма предельной заполняемости специально отведенных мест на открытых территориях - не более двух человек на один квадратный метр площади;

- места около зданий государственной власти и местного самоуправления не включены в перечень мест, где запрещается проведение собраний и митингов.

 

Уполномоченным по правам человека в Пермском крае при поддержке Европейской комиссии Евросоюза и Института права и публичной политики была проведена Международная конференция «Реализация Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: проблемы и перспективы» (11-  12 ноября 2010 года), которая была приурочена к 60-летию Европейской Конвенции и имела целью проанализировать роль Европейской Конвенции в обеспечении конституционных прав и свобод, а также представить практический опыт российских правоохранительных органов и судебной системы по применению европейских стандартов.

В качестве экспертов принимали участие ведущие специалисты по европейскому праву: Уполномоченный по правам человека РФ при Европейском суде по правам человека с 1999 по 2007 год Павел Лаптев, эксперт по конституционному праву Университета Монпелье (Франция) Карин Беше-Головко, И.Л. Черкашина, федеральный судья в отставке , омбудсман Фернандо Гарсия Висенте (Арагон, Испания), юристы Европейского суда по правам человека Голубок Сергей и Кристина Гонта.

Материалы конференции используются, в том числе, для преподавания на юридических факультетах ВУЗов Пермского края.

 

5. Проблемы ксенофобии и экстремизма

 

Тема необходимости межнационального и социального мира, согласия разногласных поднимается Уполномоченным по правам человека в Пермском крае в Ежегодных докладах.

Статья 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод напрямую запрещает дискриминацию: «Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам».

Согласно статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Одна из ключевых ролей в сохранении межэтнического согласия  принадлежит средствам массовой коммуникации.

В ноябре 2013 года в Пермском краевом суде прошла научно-практическая конференция «Взаимодействие судов со СМИ. Доступность и гласность судопроизводства», на которой Уполномоченный по правам человека в Пермском крае, отметила, в том числе следующее:

1. Сегодня не нашли достаточно правильных выходов в соотношении таких понятий, как свобода слова журналиста и презумпция невиновности того человека, который представлен, в том числе в судебных процессах;

2. Нет достаточно алгоритмических, если можно так сказать, выходов из соотношения свободы слова и недискриминации по базовым признакам, присущим тому или иному человеку.

Следует отметить работу Большого жюри Пермской краевой организации Союза журналистов России по рассмотрению материалов на предмет наличия этнической и конфессиональной нетерпимости. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае является членом Научно-консультативного совета по применению законодательства о средствах массовой информации при Управлении Роскомнадзора по Пермскому краю, на заседаниях которого обсуждаются вопросы о наличии в опубликованных материалах, в том числе  сведений, направленных на провоцирование межнационального конфликта.

- Уполномоченный по правам человека в Пермском крае входит в состав Координационного совета по национальным вопросам при губернаторе Пермского края, куда также входят представители этнических диаспор;

- Уполномоченный по правам человека в Пермском крае входит в состав Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской Думе.

- в 2012 году состоялся семинар «Правовое регулирование свободы выражения мнения и языка вражды: международные стандарты и российская практика», организованный АНО «Юристы за конституционные права и свободы» (г. Москва), Уполномоченным по правам человека в Пермском крае, Пермской краевой организацией Союза журналистов России при поддержке Европейского Союза. В результате обсуждения практики применения антиэкстремистского законодательства в России и за рубежом, выработали следующие предложения-рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования свободы художественного творчества и языка вражды.

По рекомендациям Уполномоченного  Администрацией губернатора Пермского края в 2014 году был проведен мониторинг (контент-анализа) средств массовой информации и коммуникации (в том числе интернет-издания) по публикациям 2012-2013 на предмет ксенофобии (по этническому,  религиозному, политическому, и другим признакам) с целью определения дальнейших управленческих решений для поддержания социального мира в Пермском крае.

Профилактика экстремизма и ксенофобии:

- В целях взаимодействия с традиционными религиями в октябре 1998 г. в Пермском крае был создан Межконфессиональный Консультативный комитет Пермского края (МКК), уникальное межконфессиональное единственное в России образование,  объединяющее в своем составе 7 конфессий Пермского края: Пермскую епархию РПЦ Московского Патриархата, Региональное духовное управление мусульман Пермского края, благочиние Уральской Старообрядческой епархии Русской Православной Старообрядческой церкви, пробство Евангелическо-лютеранских общин Пермского края, Римско-католическую общину г. Перми, Иудейское религиозное общество г. Перми и общину Армянской Апостольской церкви в Пермском крае.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае принимает участие в заседаниях Межконфессионального Консультативного комитета Пермского края, на которых рассматривались различные вопросы духовного и социального плана, например о реализации государственных гарантий социальной защиты семьи в Пермском крае.

         - Уполномоченный по правам человека в Пермском крае также регулярно принимает участие в ежегодных мероприятиях православного и мусульманского мира, протестантских организаций Пермского края: межрегиональная выставка «Православная Русь - 2014», межрегиональный форум мусульманской культуры «Мусульманский Мир-2014», Региональный молитвенный завтрак, организованном Советом протестантских евангельских церквей Пермского края и фондом «Национальная утренняя Молитва».

- ежегодно при участии Уполномоченного по правам человека в Пермском крае в Пермском государственном институте искусства и культуры проходят конференции и симпозиумы по свободе совести. (В 2011 году – симпозиум «Свобода совести и культура духовности: философско-этические, религиозные и культурологические аспекты», Уполномоченный выступила на тему «Свобода совести и права личности»);

- При участии Уполномоченного по правам человека в Пермском крае во взаимодействии с Администрацией губернатора Пермского края были разработаны и согласованы с Законодательным Собранием Пермского края рекомендации о мерах по укреплению межконфессионального согласия и профилактике межконфессионального напряжения и возможных конфликтов на религиозной почве в муниципальных образованиях Пермского края.   

         - При участии Уполномоченного формировалась Программа «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия в г.Перми на 2015-2019 годы». Уполномоченный вошла в состав Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской Думе, а также в рабочую группу «Профилактика конфликтов» Совета, кроме этого, Уполномоченный входит в состав Координационного совета по национальным вопросам при губернаторе Пермского края.

- Уполномоченный по правам человека в Пермском крае приняла участие в обучающем семинаре (программе повышения квалификации) для органов местного самоуправления в Пермском крае «Проблемы гражданского единения российской нации». Уполномоченный выступила перед муниципальными служащими с лекцией на тему:  «Защита прав человека и формирование гражданского единения россиян».

- В 2014 году на территории курорта Усть-Качка прошел XVII фестиваль региональной прессы Пермского края «Журналистская весна-2014», в деловой программе которого приняла участие Уполномоченный по правам человека в Пермском крае.

По результатам мониторинга, проведенного Уполномоченным по материалам районных газет Пермского края  за 2011 – 2014 по фактам упоминания слова «сект», было опубликовано: за 2011 год  – 38 материалов; за 2012 год – 43 материала; за 2013 год – 22 материала; за 2014 год  (по май) – 7 материалов. Была отмечена газета «Наш город Краснокамск», как опубликовавшая системно материалы с упоминанием «сект» в негативном контексте. Следует отметить, что правового и светского понятия «секты» не существует. В межконфессиональном соперничестве допускается определение «сект», но использование этого понятия в правовом поле, по мнению религиоведов-экспертов, недопустимо. 

- Участие Уполномоченного в научно-практической конференции «Актуальные вопросы введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»; в работе секции  «Методическая мастерская: современные технологии преподавания предмета «ОРКСЭ». Первые итоги реализации предмета «ОРКСЭ» в образовательных учреждениях Пермского края».

         - Первый всероссийский форум «Гражданское единение: региональный аспект» состоялся в Пермском крае 17-20 сентября 2014 года. В деловой программе Форума приняли участие ученые и эксперты международного уровня, представители органов власти, местного самоуправления и бизнеса из 50 регионов России. В рамках Форума прошел Всероссийский научно-практический форум «Проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе: философско-культурологические, искусствоведческие и религиоведческие аспекты», в подготовке и проведении которого приняла участие Уполномоченный по правам человека в Пермском крае с докладом на тему «Гуманитарные аспекты взаимодействия государства и религиозных объединений».

- В течение последних лет Уполномоченный по правам человека в Пермском крае получает обращения представителей разных религиозных конфессий по поводу неправомерных действий муниципальных служащих отдельных районов, публикаций в средствах массовой информации дискриминационного характера, законодательных инициатив, содержащих в себе риски ограничения свободы миссионерской деятельности религиозных организаций. В Пермском крае, в целом, создана система защиты свободы совести и вероисповедания, в том числе, на внесудебном уровне, в частности, есть возможность рассмотрения публикаций дискриминационного или экстремистского характера в СМИ как на государственном уровне (на научно-консультативном совете при Управлении Роскомнадзора по Пермскому краю, Уполномоченным по правам человека в Пермском крае, прокуратурой края), так и на общественном уровне, например, на заседаниях Большого жюри краевой организации Союза журналистов. В вопросах защиты религиозных свобод достаточно серьёзно стоит проблема правовой и религиоведческой экспертизы фактов этих нарушений, а также проблема обучения муниципальных и государственных служащих, журналистского сообщества вопросам профилактики ксенофобии и дискриминации по религиозному признаку. Достаточно остро стоит проблема отсутствия или искажённого представления о неорелигиозных организациях у населения края.

Статья 20 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Практика работы с жалобами религиозных организаций показывает имеющиеся возможности пресечения проявлений экстремизма в сфере межнациональных, межрелигиозных отношений, и недостаточные правовые возможности для ограничения проявления ксенофобии и дискриминации на религиозной почве. Всё это требует значительного усиления образовательных возможностей: разработки и принятия профилактических мероприятий – различного рода программ по правовому, гражданскому образованию, по воспитанию толерантности.

 

6. Право на жилище

 

В своей практике Уполномоченный по правам человека в Пермском крае на протяжении последних лет все чаще сталкивается с обращениями граждан, в которых речь идет о выселении граждан и семей с несовершеннолетними детьми без предоставления другого жилья из помещений, в которых они проживали длительное время.

Как правило, трудности в реализации жилищных прав возникают у жильцов встроенных помещений пожарных депо (частей), военных казарм, образовательных учреждений (общеобразовательные школы), отделений связи (сельская почта), сельских амбулаторий, домов обходчиков путей и других.

Анализ поступающих в адрес УППЧ обращений свидетельствует о  необходимости принятия дополнительных мер по защите конституционного права на жилище лиц, проживающих в помещениях, являющихся, согласно данным государственного технического учета, нежилыми.

Право граждан на жилище гарантировано всем гражданам Российской Федерации Конституцией РФ. Пункт 1 ст. 40 Конституции устанавливает: "Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища". Вот только что такое жилище, каким критериям оно должно отвечать, чтобы быть пригодным для проживания, Конституция не устанавливает. Из положений Конституции можно выделить два аспекта, характеризующих категорию жилища в системе норм конституционного законодательства.

Первый аспект - личный, заключающийся в неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ). В данном случае неприкосновенность жилища рассматривается не как критерий пригодности для проживания, а как конституционная гарантия защиты личного неимущественного права, связанного с жилищем.

Второй аспект - имущественный: п. 2 ст. 40 предусматривает обязанность государства и местного самоуправления по созданию условий для осуществления права на жилище.

Очевидно, что данные отношения могли бы регулироваться жилищным правом, однако в жилищном законодательстве объектом жилищных прав выступает исключительно жилое помещение. Анализ норм гражданского и жилищного законодательства позволяет утверждать, что нормы этих отраслей права не содержат определения жилища. В п. 1 ст. 288 ГК РФ отражено: "...жилые помещения предназначены для проживания граждан", а в п. 2 ст. 15 ЖК РФ: "Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)".

Несложный анализ позволяет определить, что категория "жилище" по содержанию шире, чем "жилое помещение", но их общим элементом всегда остается помещение, служащее местом непосредственного проживания человека. Понятие «Жилище» в национальном законодательстве содержится только в УК РФ и УПК РФ и связано это прежде всего с гарантиями защиты неимущественных прав граждан (неприкосновенность жилища статья 139 прим., введенным в 2001 году). Несмотря на это правовой режим жилища проявлялся и в имущественной сфере, связанной также с реализацией конституционного права на жилище гражданами, проживающими в нежилых помещениях. (СМ. п.1 ст.37 ЖК РСФСР предоставление жилого помещения вне очереди тем гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания),  а также определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного РФ в 2000 году по делу С. (группой граждан был поставлен вопрос о признании административного здания, в котором они длительное время постоянно проживали в разрешения собственника, но которое сгорело, жилым помещением и предоставлении им нового жилья).

При разрешении судами споров о признании права пользования помещением, о признании утратившим право пользования помещением и снятии с регистрационного учета, о выселении из помещения, которое является жилищем, но не признано жилым помещением, в судебном порядке полагаем необходимым ориентироваться в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в том числе и на сформировавшуюся позицию Европейского суда по правам человека относительно концепции «Жилище». Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вступившей в силу для Российской Федерации с 05.05.1998г. ЕСПЧ под жилищем понимается любое место постоянного проживания человека, с которым у человека сложились стойкие социально-психологические, эмоциональные и бытовые связи как с единственным жильем, независимо от того, отвечает ли последнее формальным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Решения правоприменителей, в том числе судов должны приниматься с соблюдением принципов балансирования частных и публичных интересов.

На сегодня можно сказать, что законом, регламентирующим деятельность УППЧ предусмотрена возможность решать проблемы и защищать права граждан на основе принципов, регламентированными международным сообществом через разные формы и технологии.

Copyright © Уполномоченный по правам человека
в Пермском крае
Сайт разработан MEDIA AIR