Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Основы религиозных культур и светской этики

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
Комиссия по развитию человеческого потенциала Общественной палаты Пермского края рассмотрела вопрос о введении с 01 сентября в Прикамье курса
22 июня 2012

19 июня  на своем заседании члены комиссии по развитию человеческого потенциала Общественной палаты Пермского края рассмотрели актуальный сейчас не только в Прикамье, но и во всех субъектах Федерации вопрос «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в образовательных учреждениях Пермского края». Уже с 01 сентября этого года учащиеся всей страны, начиная с 4 класса, приступят к изучению нового для себя предмета «Основы религиозных культур и светской этики». О чем прописано в распоряжении федерального правительства от 28 января 2012 года.

В рамках указанного курса родителям предложено выбрать для своих детей одно из 6 направлений: «основы православной культуры», «основы исламской культуры», «основы буддийской культуры», «основы иудейской культуры», «основы мировых религиозных культур», «основы светской этики».

А если родители откажутся делать выбор? А не приведет ли данный выбор к социальной и иной дифференциации детей? А хватит ли на всех учебников? Конечно, региональная палата не могла не включиться в рассмотрение вопроса, который волнует и представителей государственной власти, и родителей, и представителей различных конфессий и даже самих учителей.

К обсуждению были приглашены представители краевого Министерства образования, Уполномоченный по правам ребенка в крае, представители Пермского государственного национального исследовательского университета, на базе которого прошли курсы повышения квалификации педагогических работников.

В процессе обсуждения мнения разделились. Одни говорили о тех трудностях, которые обязательно возникнут при введении данного курса в учебный процесс, другие выражали надежду на то, что вся ситуация останется под контролем и необходимо только постоянное взаимодействие с учительским и директорским составом школ.

Например, член комиссии Дмитрий Красильников видит основную проблему в том, что существует, с одной стороны, недоверие представителей религиозных конфессий к подготовке содержательной части курса, а, с другой стороны, родители выражают опасения о возможности проникновения клерикализма в школы; остаются открытыми вопросы кадрового обеспечения и методического сопровождения курса.

Уполномоченный по правам ребенка Павел Миков предостерег от того, чтобы в сельских территориях привлекали к участию в организации процесса обучения священнослужителей различных конфессий. Он также выразил обеспокоенность отсутствием достаточной мотивации у некоторых учителей на преподавание курса: «если учитель внутренне не готов, насколько глубоко и интересно он будет преподавать?», а также превалирование религиозной составляющей при ведении данного курса. В завершение своего выступления Павел Миков подчеркнул необходимость усиления в курсе историко-культурологической составляющей.

Декан педагогического факультета Регионального института непрерывного образования ПГНИУ Наталья Горбацевич также согласилась, что в настоящее время существует проблема подготовки педагогического состава: нехватка знаний, умений, понимания данного курса: «Мы не можем дать полный объем знаний, мы можем дать им потребность двигаться дальше». Она также обратила внимание на то, что около 15% основного состава слушателей курса – учителя, которые направляются решением администрации: «А вести эти курсы должны учителя, которые бы хотели это делать.

Заместитель председателя Общественной палаты Светлана Денисова привела данные мониторинга изучения мнения родителей по введению данного курса в школах: 60% родителей выбрали направление «основы светской этики», 20% - «основы мировых религиозных культур», остальные выбрали «основы православной культуры». Она также обозначила проблемы отсутствия достаточной информации у родителей о данном курсе и возможного отсутствия у родителей права выбора: «есть опасение, что выбирать будут не родители и дети, а администрация школы или учителя».

Член комиссии Наталья Курдина предложила не вступать в идеологические споры, обратив внимание участников заседания на том, что в настоящее время главный ресурс должен быть направлен на консолидацию преподавательского опыта и проведение определенной работы и с директорами школ: «не нужно оставлять учителей один на один со своим курсом, также необходима работа с директорами школ».

Член палаты Галина Володина рекомендовала в настоящее время заострить внимание на решении кадровой проблемы: направление на курсы повышения квалификации в большей степени учителей литературы, истории и обществознания.

Заместитель министра образования края Раиса Кассина отметила, что в оставшееся время до начала учебного года будет организована система методической поддержки учителей, преподающих курс, а также продолжено их обучение.

В завершение обсуждения члены комиссии приняли ряд рекомендаций в адрес краевого Министерства образования, в том числе рекомендовали продолжить системную работу по повышению квалификации учителей, сформировать систему методической поддержки курса, постоянно  проводить семинары для учителей, организовать проведение краевой научно-практической конференции, системно информировать общество о преподавании курса. Члены комиссии решили, что данная тема не может быть закрыта, для чего в первой половине следующего года будет проведено очередное заседание с целью рассмотрения результатов внедрения курса "Основы религиозных культур и светской этики" в школы региона.

 

http://www.oppk.permkrai.ru/?o=508&id=200&m=06&y=2012#news200 - по информации сайта Общественной палаты Пермского края

домашнее насилие участие детей в принятии решений Соликамск общественный контроль Осинский Косинский доклады Гайнский БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство права детей труд память жертв репрессий ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина Большое жюри круглый стол общественные помощники Уполномоченного права детей медицина краевой турслет " экология СМИ российские и международные новости Всероссийский урок по правам человека-2017 День прав человека 10 декабря детские дома Юрлинский информационная безопасность детей выборы2018 конференции профилактика жестокого обращения с детьми Красновишерский Чемпионат по Бочча Березниковский Кудымкар приемные семьи анонс семинар замещающие семьи Краевая спартакиада Кунгурский свобода мирных собраний календарь Пермь Нытвенский просвещение законодательство мигранты инфраструктура социальное сиротство г. Кудымкар выселение из общежитий образование День защиты прав детей выборы Чернушинский Юсьвинский восстановительное правосудие дискриминация религия ксенофобия свобода выражения мнений Всемирный день прав ребенка Березники Добрянский Ординский призыв Кочевский прием граждан конференция 7-8 апреля 2016 лето 2016 НКО конкурс конкурсы Ежегодный доклад-2016 Октябрьский жилье Суксунский Кудымкарский vii Летняя школа по правам человека ежегодный доклад культура Кунгурский муниципальный район совещание детский омбудсмен происшествие Краснокамск Спасенное детство ГУ МВД Чердынский Волшебный мяч" медиация Презентация Мы вместе" Сивинский Пермский край Чусовской Уинский конференция инвалиды колонии Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного труд Карагайский 25 лет Конституции РФ судебные приставы заключение о нарушении прав Общественная приемная Уполномоченного местное самоуправление