Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Основы религиозных культур и светской этики

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2020
Комиссия по развитию человеческого потенциала Общественной палаты Пермского края рассмотрела вопрос о введении с 01 сентября в Прикамье курса
22 июня 2012

19 июня  на своем заседании члены комиссии по развитию человеческого потенциала Общественной палаты Пермского края рассмотрели актуальный сейчас не только в Прикамье, но и во всех субъектах Федерации вопрос «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в образовательных учреждениях Пермского края». Уже с 01 сентября этого года учащиеся всей страны, начиная с 4 класса, приступят к изучению нового для себя предмета «Основы религиозных культур и светской этики». О чем прописано в распоряжении федерального правительства от 28 января 2012 года.

В рамках указанного курса родителям предложено выбрать для своих детей одно из 6 направлений: «основы православной культуры», «основы исламской культуры», «основы буддийской культуры», «основы иудейской культуры», «основы мировых религиозных культур», «основы светской этики».

А если родители откажутся делать выбор? А не приведет ли данный выбор к социальной и иной дифференциации детей? А хватит ли на всех учебников? Конечно, региональная палата не могла не включиться в рассмотрение вопроса, который волнует и представителей государственной власти, и родителей, и представителей различных конфессий и даже самих учителей.

К обсуждению были приглашены представители краевого Министерства образования, Уполномоченный по правам ребенка в крае, представители Пермского государственного национального исследовательского университета, на базе которого прошли курсы повышения квалификации педагогических работников.

В процессе обсуждения мнения разделились. Одни говорили о тех трудностях, которые обязательно возникнут при введении данного курса в учебный процесс, другие выражали надежду на то, что вся ситуация останется под контролем и необходимо только постоянное взаимодействие с учительским и директорским составом школ.

Например, член комиссии Дмитрий Красильников видит основную проблему в том, что существует, с одной стороны, недоверие представителей религиозных конфессий к подготовке содержательной части курса, а, с другой стороны, родители выражают опасения о возможности проникновения клерикализма в школы; остаются открытыми вопросы кадрового обеспечения и методического сопровождения курса.

Уполномоченный по правам ребенка Павел Миков предостерег от того, чтобы в сельских территориях привлекали к участию в организации процесса обучения священнослужителей различных конфессий. Он также выразил обеспокоенность отсутствием достаточной мотивации у некоторых учителей на преподавание курса: «если учитель внутренне не готов, насколько глубоко и интересно он будет преподавать?», а также превалирование религиозной составляющей при ведении данного курса. В завершение своего выступления Павел Миков подчеркнул необходимость усиления в курсе историко-культурологической составляющей.

Декан педагогического факультета Регионального института непрерывного образования ПГНИУ Наталья Горбацевич также согласилась, что в настоящее время существует проблема подготовки педагогического состава: нехватка знаний, умений, понимания данного курса: «Мы не можем дать полный объем знаний, мы можем дать им потребность двигаться дальше». Она также обратила внимание на то, что около 15% основного состава слушателей курса – учителя, которые направляются решением администрации: «А вести эти курсы должны учителя, которые бы хотели это делать.

Заместитель председателя Общественной палаты Светлана Денисова привела данные мониторинга изучения мнения родителей по введению данного курса в школах: 60% родителей выбрали направление «основы светской этики», 20% - «основы мировых религиозных культур», остальные выбрали «основы православной культуры». Она также обозначила проблемы отсутствия достаточной информации у родителей о данном курсе и возможного отсутствия у родителей права выбора: «есть опасение, что выбирать будут не родители и дети, а администрация школы или учителя».

Член комиссии Наталья Курдина предложила не вступать в идеологические споры, обратив внимание участников заседания на том, что в настоящее время главный ресурс должен быть направлен на консолидацию преподавательского опыта и проведение определенной работы и с директорами школ: «не нужно оставлять учителей один на один со своим курсом, также необходима работа с директорами школ».

Член палаты Галина Володина рекомендовала в настоящее время заострить внимание на решении кадровой проблемы: направление на курсы повышения квалификации в большей степени учителей литературы, истории и обществознания.

Заместитель министра образования края Раиса Кассина отметила, что в оставшееся время до начала учебного года будет организована система методической поддержки учителей, преподающих курс, а также продолжено их обучение.

В завершение обсуждения члены комиссии приняли ряд рекомендаций в адрес краевого Министерства образования, в том числе рекомендовали продолжить системную работу по повышению квалификации учителей, сформировать систему методической поддержки курса, постоянно  проводить семинары для учителей, организовать проведение краевой научно-практической конференции, системно информировать общество о преподавании курса. Члены комиссии решили, что данная тема не может быть закрыта, для чего в первой половине следующего года будет проведено очередное заседание с целью рассмотрения результатов внедрения курса "Основы религиозных культур и светской этики" в школы региона.

 

http://www.oppk.permkrai.ru/?o=508&id=200&m=06&y=2012#news200 - по информации сайта Общественной палаты Пермского края

Суксунский информационная безопасность детей СМИ Кунгурский происшествие заключение о нарушении прав Уинский Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного Соликамск лето 2016 законодательство права детей призыв Всероссийский урок по правам человека-2017 Октябрьский выборы конкурсы доклады Березниковский прием граждан Чусовской домашнее насилие мигранты права детей труд жилье Краснокамск религия участие детей в принятии решений круглый стол приемные семьи г. Кудымкар Юсьвинский детские дома просвещение свобода выражения мнений НКО Пермский район общественные помощники Уполномоченного Спасенное детство колонии судебные приставы Ординский Большое жюри дискриминация ежегодный доклад экология медиация Красновишерский БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство Краевая спартакиада " Гайнский Чемпионат по Бочча Чернушинский замещающие семьи общественный контроль 25 лет Конституции РФ Краевая спартакиада Общественная приемная Уполномоченного Кочевский инфраструктура социальное сиротство Ежегодный доклад-2016 vii Летняя школа по правам человека выселение из общежитий Кунгурский муниципальный район Волшебный мяч" Березники Мы вместе" Презентация ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина День прав человека 10 декабря ксенофобия российские и международные новости детский омбудсмен Кудымкар краевой турслет " семинар Пермь медицина местное самоуправление профилактика жестокого обращения с детьми конференция ГУ МВД анонс конференция 7-8 апреля 2016 труд Нытвенский восстановительное правосудие образование культура инвалиды Кудымкарский конференции Сивинский Осинский Чердынский Карагайский День защиты прав детей свобода мирных собраний выборы2018 Пермский Большесосновский совещание Пермский край календарь Добрянский Чайковский память жертв репрессий Косинский Александровский Всемирный день прав ребенка Юрлинский конкурс