Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
RUS|ENG
Канал Уполномоченного на YouTubeОбратиться к Уполномоченному

Последние загруженные фотографии

Новость за 11 июня 2003 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
11 июня 2003
Информация

об исполнении комиссиями по делам несовершеннолетних

и защите их прав Пермской области законодательства, направленного на соблюде-ние прав несовершеннолетних и их законных представителей при привлечении к административной ответственности

С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс РФ об административных правона-рушениях, существенно изменивший порядок привлечения граждан, в котором сде-лан акцент на защите прав и законных интересов граждан.

С целью организации качественного исполнения законодательства об адми-нистративных правонарушениях и предупреждения возможных нарушений законно-сти, допускаемых комиссиями по делам несовершеннолетних, при привлечении подростков и их родителей к ответственности за административные правонаруше-ния, областной комиссией по делам несовершеннолетних проведена следующая ра-бота:

- совместно с прокуратурой области проведены учебные семинары для со-трудников муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и за-щите их прав (далее - КДН) и подразделений по делам несовершеннолет-них органов внутренних дел (далее - ПДН) (февраль 2002, июнь 2002, фев-раль 2003);

- председателем областной КДН на имя глав местного самоуправления был направлен ряд писем об организации качественного исполнения нового Ко-декса РФ об административных правонарушениях и обеспечения муници-пальным КДН условий, необходимых для организации административного производства (от 24.04.2002 № И 07-02-137, от 21.01.2003 № 16-19-15);

- совместно с прокуратурой Пермской области разработано и передано в му-ниципальные КДН методической пособие <Образцы документов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по делам об администра-тивных правонарушениях>. По информации, полученной из КДН субъектов РФ, такого пособия нет ни в одном из них;

- специалистами аппарата областной КДН проведено более 360 консульта-ций муниципальных КДН по различным аспектам производства по делам об административных правонарушениях;

- совместно с представителями ГУВД Пермской области проведены целевые проверки исполнения административного законодательства муниципаль-ными КНД и ПДН (Частые, Кировский и Ленинский районы г.Перми);

- в 2002 году областной КДН за счет средств областного бюджета было при-обретено 5 компьютеров с лазерными принтерами для КДН Свердловско-го, Индустриального районов г.Перми, городов Кизел, Лысьва, Краснови-шерского района ( в 2000-2001 - 8 компьютеров). В 2003 году на приобре-тение компьютеров выделено 360 тыс.руб.

В результате предпринятых мер в 26% муниципальных КДН были улучшены условия для организации производства по делам об административных правонару-шениях (введены дополнительные штатные должности, выделены отдельные поме-щения, приобретена компьютерная и орг.техника). В 98% комиссий улучшилось ве-дение дел об административных правонарушениях (административное производство выделено в отельное, сформированы административные дела), в некоторых случаях улучшилось качество рассматриваемых материалов. В КДН Ленинского района г.Перми, городов Александровска, Кизела, Добрянки, Сивинского районов и других ведется не только учет, но и анализ поступающих и рассмотренных материалов.

Вместе с тем результаты проверок, материалы прокуратуры Пермской области (прилагается представление прокуратуры Пермской области), сведения, полученные из муниципальных КДН показывают, что в деятельности комиссий имеются много-численные нарушения прав граждан при рассмотрении административных дел.

Администрациями Кировского района города Перми, Березовского, Вереща-гинского, Еловского, Куединского, Кунгурского, Нытвенского, Очерского, Суксун-ского, Чердынского, Частинского районов не созданы условия для организации ка-чественного производства по делам об административных правонарушениях. В пе-речисленных КДН отсутствует достаточное количество штатных работников комис-сий, компьютерная и множительная техника, не организовано своевременное обуче-ние основам правовых знаний сотрудников КДН, заседания комиссии проходят в тесных, неприспособленных для этого помещениях.

Работа большинства комиссий по-прежнему подчинена целям административ-ного наказания, в полной мере не реализуются правозащитные функции, пред-ставленные им ст.11 ФЗ <Об основах системы профилактики безнадзорности и пра-вонарушений>. На 01.05.2003 года 92% постановлений содержали меры админист-ративного наказания.

Комиссиями практически не используется возможность освобождения подро-стков от административной ответственности с применением к ним иных мер воздей-ствия (статья 2.3 КоАПРФ), а также статьей 2.9. КоАП РФ возможность освобожде-ния от административной ответственности при малозначительности административ-ного правонарушения и объявления устного замечания (1% от всех рассмотренных дел). Так, постановлением КДН Кировского района от 05.05.2003 № 1 было назна-чено административное наказание в виде штрафа С.Митрушкину, учащемуся с/ш№ 64, предусмотренное ст.20.21. В качестве доказательств в материалах дела имелся только протокол об административном правонарушении, содержащий фразу <имел шаткую походку, невнятную речь, чем оскорблял человеческое достоинство и обще-ственную нравственность>. При этом к делу не было приобщено документов, под-тверждающих состояние опьянения, не учтено раскаяние несовершеннолетнего. При рассмотрении дела не оценена степень вреда, нанесённого общественной нравствен-ности <шаткой походкой и невнятной речью>. Не учтены смягчающие обстоятель-ства и то, что протокол об административном правонарушении по ст. 20.21 состав-лен инспектором ПДН РОВД Кировского района ст.лейтенантом О.Г.Лаптевой, ко-торая не является лицом правомочным, составлять протокол за правонарушение, предусмотренное ст.20.21 КоАП РФ в соответствии со ст.28.3 КоПА РФ.

Не учтены малозначительность и смягчающие обстоятельства при назначении административного наказания в виде штрафа, предусмотренного ст.5.35 КоАП Н.Е.Вейне (постановление КДН Ленинского района г.Перми от 06.02.2003 № 5-5). За факт кражи ее 12 -летней дочерью шоколадки стоимостью 14,5 руб. (девочка бы-ла задержана продавцом, похищенное было немедленно изъято).

Большинство комиссий не предъявляют должных требований к работникам милиции за качество представляемых на рассмотрение материалов. В 30% изучен-ных материалов ПДН Кировского района присутствуют только протоколы об адми-нистративных правонарушениях, при этом объяснения, результаты медицинских ос-видетельствований, подтверждающие факт правонарушения, характеристики право-нарушителя к протоколам не приобщаются. Работниками органов внутренних дел составляются протоколы без учета требований статьи 28.2 КоАП РФ. Например, в Ленинском районе отсутствуют даты, место составления (протокол рассмотрения дела от 31.01.2003 на Д.Ю.Власова). В протоколе об административном правонару-шении от 04.04.2003, составленном инспектором ПДН Кировского района С.А.Пахомовой, отсутствуют сведения, объяснения и подпись законного предста-вителя юридического лица, в отношении которого составлен протокол). В целом, из 253 возвращенных в подразделения милиции материалов 76% не соответствовало требованиям закона.

Выявлены случаи пренебрежения комиссиями тщательной подготовкой мате-риалов к рассмотрению. Большинство материалов КДН Кировского и Ленинского районов г.Перми по статье 5.35 КоАП РФ, кроме протокола об административном правонарушении и ходатайства школы о наказании семей за прогулы детей, не со-держат сведений об индивидуальной профилактической работе проведенной самим образовательным учреждением, а также сведений, подтверждающих причинно-следственную связь между прогулами ребенка и совершением правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП РФ (Дела Г.Г.Чураковой от 20.01.03., Т.М.Селькиной и др.).

Вызывает нарекания процедура рассмотрения дела об административных правонарушениях на заседаниях КДН, во время которой, в нарушение статьи 29.7 КоАП РФ, не разъясняются права и обязанности лицам, участвующим в рассмотре-нии дела (КДН Кировского района). В подавляющем большинстве проверенных дел, при принятии решения о рассмотрении дела в отсутствии участников производства по делу, не выясняются причины их неявки. Имеются случаи, когда указанные лица не извещаются должным образом о времени и месте заседания. Не всегда комиссии оповещают прокуроров о проведении заседания.

Протоколы рассмотрения дел об административных правонарушениях в большинстве случаев не содержат достаточных сведений, объяснений, показаний, пояснений соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела. В результате не представляется возможным определить насколько обосновано принятое КДН по-становление, в какой степени соблюдена законность при разбирательстве дела.

Практически не выносятся комиссиями Представления по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, предусмотренные ст.29.13.

С целью устранения указанных фактов комиссией по делам несовершенно-летних и защите их прав при администрации области в июне 2003 года запланиро-вано проведение совместного обучающего семинара для сотрудников КДН и ПДН с участием представителей прокуратуры Пермской области, а также продолжить се-рию проверок деятельности муниципальных КДН.

Отдел по защите прав детей
общественный контроль призыв экология детские дома Презентация Спасенное детство vii Летняя школа по правам человека выборы совещание ксенофобия российские и международные новости ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина доклады выселение из общежитий конкурсы конференция ежегодный доклад права детей труд Всероссийский урок по правам человека-2017 культура религия детский омбудсмен Большое жюри свобода мирных собраний образование конкурс Пермский край круглый стол приемные семьи заключение о нарушении прав память жертв репрессий социальное сиротство профилактика жестокого обращения с детьми Общественная приемная Уполномоченного семинар конференции НКО участие детей в принятии решений информационная безопасность детей местное самоуправление БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство труд анонс медицина просвещение права детей 25 лет Конституции РФ ГУ МВД медиация восстановительное правосудие судебные приставы Всемирный день прав ребенка выборы2018 СМИ инвалиды инфраструктура мигранты происшествие прием граждан законодательство Ежегодный доклад-2016 дискриминация Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного Кудымкар Коми-Пермяцкий округ конференция 7-8 апреля 2016 жилье День прав человека 10 декабря свобода выражения мнений День защиты прав детей календарь общественные помощники Уполномоченного колонии лето 2016
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ