Обратиться к УполномоченномуКанал Уполномоченного на YouTube

Новость за 12 апреля 2004 года

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь2019
12 апреля 2004
В соответствии с п. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации: <каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени>.

Кроме того, п.1 ст. 24 Конституции предусматривает, что <сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается>.

Отношения, <возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации>, а также при <защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации> регулирует Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ <Об информации, информатизации и защите информации>.

В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, и процессах независимо от формы их представления; информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность; информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

При этом ст. 4 определяет, что <Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законами наряду с другими ресурсами>.

Согласно ст. 11 Федерального закона <Об информации, информатизации и защите информации> <Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения>.

Вышеуказанный Федеральный закон предусматривает, что граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны предоставлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов (ст. 8).

Так, согласно ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового учета налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. В соответствии с п.1 ст. 84 Налогового кодекса при постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства; данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа; данные о гражданстве.

На основании данных учета Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 84 Налогового кодекса).

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 9 ст.84 Налогового кодекса).

Так, в соответствии со ст. 102 Налогового кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами).

Как следует из письма управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пермской и Коми-Пермяцкому автономному округу от 10.03.2004 № 14-13/3114, направленного на запрос Уполномоченного по правам человека: <В целях недопущения незаконного использования информации, составляющей налоговую тайну и конфиденциальных сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - конфиденциальная информация) приняты следующие меры.

Конфиденциальная информация в налоговых органах храниться и обрабатывается в местах, недоступных для посторонних лиц, а также для сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такой информацией. Пользователям информационных ресурсов конфиденциальная информация предоставляется с соблюдением законодательства по защите информации. При предоставлении конфиденциальной информации в электронном виде используются средства криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи.

Кроме того, в Управлении создан и функционирует отдел безопасности, одной из целей которого является реализация политики МНС России по обеспечению защиты государственной и налоговой тайны, информационной безопасности> .

Сбор, хранение и учет сведений о частных лицах, являющихся собственниками (владельцами) транспортных средств, осуществляется также в Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В частности, Инструкция по учету автотранспортных средств и специальной продукции Госавтоинспекции (утверждена приказом МВД РФ от 31 марта 1995 года № 125) предусмотрено, что <первичным документом учета транспортных средств является карточка учета транспортных средств, заполняемая от руки или на печатающей машинке (ручной способ), а также с использованием ПЭВМ (автоматизированный способ)>. При этом одним из разделов учетной карточки является раздел <Владелец транспортного средства>, который заполняется сведениями о владельце (собственнике) транспортного средства.

Прядок предоставления сведений о транспортных средствах, их собственниках и владельцах определяю Правила регистрации транспортных средств (утверждены приказом МВД РФ от 27.01.2003 № 59). Данные Правила определяют, что <сведения о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах, собственниках и владельцах транспортных средств на основании письменного запроса выдаются:

а) судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, судебным приставам-исполнителям в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных актов или актов других органов, а также налоговыми и другими органами и лицами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) подразделениями Госавтоинспекции при выполнении возложенных на них задач>.

Кроме того, п. 83 Правил запрещает сотрудникам регистрационных подразделений разглашать сведения, которые стали им известны в связи с совершением регистрационных действий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из письма Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Пермской области от 03.03.2004 № 639 следует: <В настоящее время в соответствии с требованиями Инструкции, в Пермской области используется автоматизированный (компьютерный) способ формирования картотеки. В связи с тем, что информация о собственниках (владельцах) транспортных средств является конфиденциальной (ст. 24 Конституции РФ), количество рабочих мест, позволяющих воспользоваться картотекой строго ограничено. К основным мерам по защите персональных данных граждан относится также ограничение доступа сотрудников посредством присвоения каждому допущенному индивидуального пароля> .

Таким образом, полученная Уполномоченным по правам человека информация свидетельствует об определенных мерах, предпринимаемых для недопущения разглашения персональных данных граждан.

Вместе с тем, следует отметить, что вопрос о соблюдении прав граждан на неприкосновенность частной жизни неоднократно становился предметом изучения Уполномоченного по правам человека в Пермской области. Так, данная проблема нашла свое отражение в ежегодных докладах Уполномоченного за 2002 и 2003 годы.

В частности, причиной привлечения внимания Уполномоченного к нарушению прав граждан на неприкосновенность частной жизни стала информация о том, что на ряде интернет-сайтов были размещены базы данных жителей Пермской области, что является грубейшим нарушением конституционных прав граждан.

Согласно ст. 53 Федерального закона <О связи> от 07.07.2003 № 126-ФЗ <сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации:

Сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и не могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами.

Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами>.

С целью решения имеющей место проблемы, Уполномоченным было инициирование не только общественное обсуждение вопроса о действительном положении дел в данной сфере, но и предприняты конкретные меры по даче соответствующими органами правовой оценки сложившейся ситуации.

Так, учитывая монополизм ОАО <Уралсвязьинформ>, его преимущественное положение в сфере предоставления гражданам услуг как проводной, так и беспроводной связи, с целью уяснения мер, принимаемых ОАО <Уралсвязьинформ> для защиты информации, которая стала их достоянием в силу заключения договора с гражданином, был направлен запрос в ОАО <Уралсвязьинформ> о необходимости предоставления следующих сведений:

- наличие у ОАО <Уралсвязьинформ> информационной базы, содержащей адреса и домашние телефоны жителей Пермской области; порядок доступа к данной базе, меры, предпринятые для ограничения доступа к базе посторонних лиц;

- порядок выпуска телефонных справочников, содержащих домашние адреса и телефоны жителей Пермской области; каким образом испрашивается согласие гражданина на размещение его домашнего телефона и домашнего адреса в этих справочниках;

- в каких городах и районах Пермской области, когда и в каком порядке выпускались телефонные справочники, содержащие домашние адреса и телефоны граждан;

- порядок передачи информационной базы, содержащей домашние телефоны и адреса граждан в справочные службы (<09>, <065> и др.).

Из ответа на запрос следует, что <информационная база абонентов городской телефонной сети ОАО <Уралсвязьинформ> в г.Перми, содержащая телефоны и адреса предприятий, организаций, учреждений и частных лиц, находится в Сервисном центре, контроль по ограничению доступа к базе данных осуществляет специальное подразделение, занимающееся защитой информации связи. После установки телефона, если абонент не желает, чтобы информация о нем была доступной для посторонних лиц, по его личному заявлению сведения о телефоне и адресе вносятся в базу данных, к которой операторы справочных служб <09> и <065> доступа не имеют>.

Что касается телефонных справочников, то по информации ОАО <Уралсвязьинформ> <при их издании домашний адрес абонента (улица, дом, квартира) не указываются. В случае наличия у нескольких абонентов одинаковых фамилий и инициалов, разрешается включение в справочник названия улиц, а при проживании на одной улице - дополнительно и номеров домов. Последний печатный справочник квартирных телефонов пермских абонентов был издан в 1980 году. В последующий период и до настоящего времени подобные справочники в Перми не выпускались>.

Вместе с тем, по мнению Уполномоченного по правам человека в Пермской области, следует отметить, что:

- до сих пор существует практика незаконного использования информационных баз, содержащих сведения о частной жизни граждан (фамилии, имена, отчества, домашние адреса, домашние телефоны, даты рождения), в политических и иных узкокорыстных целях - предвыборная агитация, распространение поздравлений, рекламной продукции, опросах и т.д.;

- несмотря на многочисленные нарушения конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, правоохранительными органами не используются возможности, как по профилактике данного рода нарушений, так и по пресечению нарушений путем привлечения к административной, уголовной и иной ответственности лиц и организаций, распространяющих незаконными способами сведения о частной жизни граждан Пермской области;

- граждане в силу ряда субъективных и объективных причин не обращаются в суд с исками об установлении нарушения права на неприкосновенность частной жизни.

Можно сделать вывод, что в обществе существуют две позиции граждан по данной проблеме. Первая позиция заключается в пассивном отношении граждан к обнародованию домашних адресов, домашних телефонов и фамилий. Вторая позиция заключается в неприятии обнародования в любой форме вышеуказанной информации.

Обязательным пунктом договора о предоставлении услуг связи (как городской, так и сотовой) должен стать пункт о согласии, либо несогласии гражданина на размещение его домашнего (личного) телефона в открытых информационных справочниках, информационных базах. Совершенно недопустима ситуация, при которой гражданин должен платить деньги за снятие своего домашнего телефона с платной справки 065, бесплатной справки 09. Представляется более верным оплата услуги по включению в справку телефона гражданина при заключении договора, нежели исключение за деньги.

Учитывая изложенное, в ноябре 2002 года между Уполномоченным по правам человека в Пермской области и Генеральным директором ОАО <Уралсвязьинформ> В.И. Рыбакиным было подписано Соглашение о необходимости учета мнения граждан относительно возможности публикации сведений, содержащих фамилии, имена, отчества, домашние адреса и номера домашних телефонов граждан.

Согласно данному Соглашению ОАО <Уралсвязьинформ> обязалось обеспечить включение в договор об оказании услуг связи (всех видов), в установленном действующим законодательством порядке, пункта, отражающего согласие (либо несогласие) абонента на публикацию его фамилии, имени, отчества, домашнего адреса, номера домашнего телефонам в печатных и электронных справочниках, издаваемых ОАО <Уралсвязьинформ> для открытого доступа.

Несмотря на предпринятые меры, указанные нарушения конституционных прав граждан продолжают иметь место. Так, в газете <Пермский обозреватель> в статье <Купи базу, позвони другу> сообщалось, что в г.Санкт-Петербурге в свободную продажу поступили базы данных ведущих городских операторов связи. <По объявлению в Интернете в городе на Неве можно приобрести любые данные о любом обладателе сотовой связи: Базы данных сотовых компаний становятся товаром. И совсем неважно, кто выступает их продавцом: нечистоплотный менеджер фирмы или правоохранительные органы, имеющие доступ к именам, паролям, явкам> обладателей мобильников. Главное, сведения сугубо личного характера становятся достоянием общественности>.

В связи с опубликованной информацией Уполномоченный направил обращения к операторам сотовой связи, расположенным на территории Пермской области, о необходимости принятия мер для недопущения распространения сведений, являющихся персональными данными.

Директор филиала ОАО <МТС> в г.Перми А.Е. Шальнев сообщил, что сотрудникам Пермского филиала ОАО <МТС> известны нормы права, обязывающие их к соблюдению законных интересов абонентов в части неприкосновенности их частной жизни, личной и семейной тайны. В контракте, заключаемом филиалом с абонентом, имеется положение, обязывающее оператора связи сохранять в тайне персонифицирующие его сведения (за исключением предусмотренных законами РФ случаев). Генеральный директор ЗАО <Уральский Джи Эс Эм> (Мегафон) А.И. Арнаутов проинформировал, что компания <не распространяет и никогда не распространяла какие-либо сведения о своих абонентах. Наши абоненты добровольно при заключении договоров об оказании услуг связи, указывают свои необходимые реквизиты. В дальнейшем эти данные используются только при оказании услуг связи по письменному обращению самого абонента>. Из информации, полученной от ОАО <Уралсвязьинформ>, следует, что в целях обеспечения безопасности частной информации доступ к базе данных абонентов защищен персональным паролем; контроль за предоставлением доступа к базе данных осуществляется отделом по анализу и защите информации связи, этим же подразделением проводится проверка будущих сотрудников при приеме на работу в структуры, связанные с доступом к указанной информации; при приеме на работу с сотрудниками заключается соглашение о неразглашении сведений, полученных в служебных целях.

Примечательно, что с 1 января 2004 года справочная служба 09 представляет информацию о номере квартирного телефона абонента ОАО <Уралсвязьинформ> только с письменного согласия абонента. При этом, для включения сведений о номере телефона в базу данных справочной службы абонентам необходимо письменно подтвердить свое согласие оформив дополнительное соглашение в Абонентском отделе Сервисного центра ОАО <Уралсвязьинформ>. Данные об абонентах, не давших письменное согласие, автоматически исключаются из базы данных справочной службы 09 с 1 января 2004 года.

Данная информация была доведена ОАО <Уралсвязьинформ> до абонентов, кроме того, жители г.Перми были проинформированы об адресах Абонентских отделов, расположенных в различных районах г.Перми.

Таким образом, осуществление ОАО <Уралсвязьинформ> данных мер в определенной степени направлено на реализацию Соглашения, заключенного ранее между Уполномоченным по правам человека в Пермской области и ОАО <Уралсвязьинформ>.

Безусловно, указанные меры призваны способствовать воспрепятствованию нарушений в дальнейшем конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни. Однако, для эффективного разрешения сложившейся ситуации необходимо объединение и координация всех заинтересованных сторон (государственных органов, общественных организаций, правоохранительных органов, предприятий, предоставляющих услуги связи и информационные услуги) в сфере выработки единой концепции по соблюдению требований ст.ст.23, 24 Конституции Российской Федерации.
Чусовской выселение из общежитий образование Ежегодная церемония награждения знаками Уполномоченного лето 2016 семинар Добрянский Спасенное детство краевой турслет " Ординский Кунгурский муниципальный район призыв детские дома Ежегодный доклад-2016 экология социальное сиротство Сивинский дискриминация Гайнский СМИ Березники Осинский мигранты Кудымкар замещающие семьи общественные помощники Уполномоченного происшествие 25 лет Конституции РФ домашнее насилие Карагайский Нытвенский права детей Презентация конференция 7-8 апреля 2016 Всемирный день прав ребенка заключение о нарушении прав выборы2018 религия жилье Кочевский НКО выборы Пермь судебные приставы Мы вместе" свобода выражения мнений восстановительное правосудие День прав человека 10 декабря Краснокамск Березниковский Красновишерский Косинский ГУ МВД местное самоуправление профилактика жестокого обращения с детьми доклады медиация прием граждан календарь vii Летняя школа по правам человека колонии БРИФИНГ 29.01.19 Спасенное детство Волшебный мяч" конференция инвалиды Чернушинский инфраструктура Соликамск приемные семьи Кудымкарский круглый стол российские и международные новости анонс Чемпионат по Бочча информационная безопасность детей общественный контроль ежегодный доклад Октябрьский культура Общественная приемная Уполномоченного конференции конкурс медицина Кунгурский участие детей в принятии решений совещание просвещение Чердынский труд конкурсы Всероссийский урок по правам человека-2017 детский омбудсмен Суксунский Большое жюри свобода мирных собраний Пермский край Юсьвинский память жертв репрессий ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина права детей труд г. Кудымкар День защиты прав детей Краевая спартакиада законодательство Уинский Юрлинский ксенофобия