В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае в очередной обратилась семья, проживающая в подлежащем сносу аварийном доме, с жалобой на принудительное выселение из жилого помещения без выплаты предварительного и равноценного возмещения за изымаемое жилье, а также несоблюдение администрацией г. Перми порядка и условий изъятия земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, в том числе отсутствие надлежащих уведомлений оюридически значимых действиях.
Со слов заявительницы, ранее многоквартирный дом по адресу: г.Пермь, ул.Монастырская д.75, в котором проживает семья, был признан аварийным и подлежащим сносу, в середине июля текущего года семья была уведомлена судебным приставом-исполнителем о необходимости выселения и освобождения впятидневный срок своего единственного жилья. Действительно, решением Ленинского районного суда от 14.01.2020 по делу №2-172/2020 г. ранее были удовлетворены требования органа местного самоуправления о взыскании с администрации города Перми денежного возмещения за доли в праве собственности на указанную квартиру, принадлежащие членам семьи заявительницы; прекращении их права собственности на принадлежащие им доли, а также признании граждан утратившими право пользования указанным жилым помещением с выселением из него без предоставления другого жилого помещения, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, как пояснила заявительница, возмещение к моменту предъявления к семье требования о выселении, так и не было перечислено, в связи я чем люди не могли приобрести себе иное жилье; временное жилье семье также не было предложено.
С целью недопущения нарушения имущественных и жилищных прав заявительницы и членов ее семьи, Уполномоченным были подготовлены и направлены в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, главы администрации г.Перми и прокурора г.Перми соответствующие ходатайства.На данный момент, согласно поступившей в аппарат информации, действия по выселению семьи приостановлены.
К сожалению, подобные обращения от жителей краевой столицы в адрес Уполномоченного в последнее время носят массовый характер. Жители отмечают не только постоянно меняющиеся правила расселения аварийного жилья и отсутствиеу них актуальной информации о сроках расселенияконкретного дома, но и сложности взаимодействия с сотрудниками соответствующих структурных подразделений администрации г.Перми. Нежелание учитывать интересы семей при расселении аварийного жилищного фонда, отсутствие возможности проведения конструктивных переговоров, порой допускаемая в общении грубость – все это приводит к конфликтным ситуациям и затягиванию процедур расселения.
В свою очередь, Уполномоченный неоднократно обращал внимание органов местного самоуправления на необходимость внедрения внесудебных процедур урегулирования неизбежно возникающих конфликтных ситуаций, с целью минимизации не только судебных издержек сторон, но и повышения авторитета органов власти. Высказывая в очередной раз свою обеспокоенность складывающейся в настоящее время на территории Перми в связи с интенсивным расселением аварийного жилищного фонда ситуации, Уполномоченный вынужден обратить внимание органов местного самоуправления на необходимость выстраивания системной работы с жителями при расселении аварийного жилищного фонда, включая информирование населения, неукоснительное соблюдение существующих требований законодательства, проведение эффективных переговоров с собственниками и нанимателями жилых помещений, подлежащих расселению.