В Пермской государственной краевой универсальной библиотеке им. А.М. Горького состоялась публичная лекция кандидата философских наук, доцента Пермской духовной семинарии Анатолия Владимировича Жохова. Тема его выступления: «Судьбы русских религиозных философов в XX веке: к 100-летию “философских пароходов”».
Мероприятие прошло в формате дискуссии в рамках просветительского проекта «КВЧ (культурно-воспитательная часть)» и сопровождалось онлайн-трансляцией. В нём приняли участие более 50 человек: историки, краеведы, студенты и жители города. Модератором выступил Павел Миков – Уполномоченный по правам человека в Пермском крае.
Лекция была посвящена идейным исканиям людей, не принявших Русскую революцию. «Философские пароходы» – символ принудительной высылки интеллигентов из Советской России. Анатолий Владимирович подробно охарактеризовал специфику русской философии как направления гуманитарной мысли, отметив влияние на религиозных философов как богословия, так и классической литературы. По словам лектора, «альфой» описываемого течения был В.С. Соловьев (1853–1900), а «омегой» — А.Ф. Лосев (1893–1988). Лосев, как и многие немарксистские мыслители, стал жертвой политических репрессий — в начале 1930-х гг. философа отправили на строительство Беломорско-Балтийского канала, где он почти полностью потерял зрение.
Слушатели узнали о жизненном пути и взглядах авторов, судьбы которых сложились по-разному: высланные из страны Н.А. Бердяев, о. С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н.О. Лосский продолжали работу за границей; о. П.А. Флоренский и Г.Г. Шпет погибли в период «большого террора»; оказавшийся в эмиграции Л.П. Карсавин был арестован уже в 1940-е гг. и умер в инвалидном лагере; репрессированный М.М. Бахтин дожил до признания своих работ отечественными читателями. Также лектор вкратце рассказал о современных религиозных философах, продолжающих дело предшественников. Анатолий Владимирович был лично знаком с академиком С.С. Аверинцевым (1937–2004) и профессором С.С. Хоружим (1941–2020), чья деятельность была направлена на поиски синтеза между религиозным опытом и научным анализом культуры.
Информация пресс-службы Музея-заповедника «Пермь-36»